Проведение инклюзивных мероприятий
Место проведения мероприятий
Очень важно правильно выбрать место проведения мероприятий. Это должно быть место, где люди будут чувствовать себя удобно. Неформальный стиль встречи - не в аудитории или в лекционном зале - усилит ощущение партнерства и диалога и не будет создавать ощущение иерархичности. Для того, чтобы добавить людям уверенности, необходимо признавать их квалификацию и экспертные навыки. Это касается и тех, кто является «экспертом благодаря жизненному опыту».
Очень важным является вопрос физической доступности. Физическая доступность – это возможность добраться самостоятельно на разные этажи, доступные туалеты, надлежащее освещение, акустика, информация в доступных форматах. Пребывание в тихом помещении может улучшить самочувствие людей с чувством тревоги или с другими умственными нарушениями.
Стиль проведения дискуссии
Встречи, которые проводит ведущий, а не председатель, лучше способствуют процессу инклюзивного принятия решений. При такой форме проведения встреч предоставляется поддержка группам с целью содержательного общения и эффективного сотрудничества.
Роль ведущего встречи заключается в следующем:
- задавать вопросы для дискуссии;
- следить за тем, чтобы участники выполняли поставленную задачу и придерживались временных рамок;
- предоставлять возможность высказаться всем участникам;
- записывать мысли, чтобы в дальнейшем передать организаторам встречи.
На встречах, которые проводятся ведущими, участники часто работают в малых группах. Только после обсуждений малые группы объединяются в большую и докладывают о результатах.
Важно, чтобы в таких группах определили, кто будет записывать ход дискуссии в тетради или на большом листе бумаги. Необходимо, чтобы в конце мероприятия, ведущие получили записи хода дискуссий от каждой малой группы.
Советы по планированию мероприятия
Важно заранее подготовить план проведения мероприятия.
- Он должен содержать четкие цели (чтобы все участники имели одинаковые надежды) и реальные временные рамки.
- Планируя проведение мероприятия, необходимо организовать все в доступных форматах и привлечь как можно большее количество участников.
- Если будет предусмотрена работа участников в малых группах без ведущего, необходимо подготовить четкие письменные инструкции к каждому заседанию.
- Вопросы для общения (беседы, дискуссии) следует подготовить заранее.
Продуманные вопрос - это основа деловой консультации.
- Поддерживают дискуссию вопросы с «открытым концом». Они начинаются словами «где», «как», «что», «каким образом».
- Следует избегать закрытых или наводящих вопросов.
- Необходимо предусмотреть, как будут записываться аргументы, предложения, решения участников, а в конце мероприятия проинформировать о последующих этапах консультации, о том, как мнения участников будут использованы в процессе формирования политики.
Результативность дискуссии
Вопросы полезны, когда они помогают прояснить, уточнить мысли участников. Важно видеть разницу между «закрытыми» и «открытыми» вопросами.
Закрытые вопросы - сформулированы так, чтобы ответ на них был либо «да», либо «нет».
Их часто используют в целях завершения разговора, для получения подтверждения или обязательства. Можно закрыть заседание или попытаться получить окончательный ответ с помощью таких вопросов:
- Какой вариант вам больше нравится, первый или второй?
- Устраивает ли вас данное предложение?
Открытые вопросы - сформулированы так, чтобы вызвать размышления и дискуссии, чтобы исключить короткие ответы «да» или «нет». Можно начинать и продолжать дискуссии, например, такими вопросами:
- В чем, на ваш взгляд, заключается проблема?
- Почему это важно для вас?
- Когда вы столкнулись с этой проблемой впервые?
Стоит ограничивать и иногда избегать закрытых вопросов до конца дискуссии, чаще используя открытые вопросы, которые помогают участникам глубже исследовать проблему.
Форматы дискуссий
Тип дискуссии должен соответствовать формату мероприятия (или его части), целям проведения, к примеру:
- Как выглядит ситуация в настоящее время? (Презентация, мозговой штурм, дискуссия малых группах).
- Что бы вы хотели видеть в будущем? (Дискуссии в малых группах).
- Какие шаги нужно сделать, чтобы сдвинуться с нынешней ситуации и достичь желаемых результатов? (Дискуссии в малых группах).
- Какие меры и предложения являются важнейшими? (Установление приоритетов или очередности).
Коммуникация
Применение принципов универсального дизайна информации делает ее доступной для большинства людей. Универсальный дизайн также означает, что информацию можно подавать легко и разными способами (используя специализированные форматы), чтобы все могли ею пользоваться.
На этапе планирования деятельности в сфере коммуникаций помогут следующие вопросы:
- Кто целевая аудитория?
- Что это за информация и насколько она важна?
- Эта информация краткосрочная или долгосрочная?
Простая речь
- Необходимо знать свою аудиторию.
- Принимать ежедневно язык, знакомый участникам.
- Использовать короткие и понятные предложения.
- В одном предложении должна передаваться одна мысль.
- Абзацы должны быть короткими и в одном абзаце должна содержаться одна тема.
- Избегать многосложные слова, если есть более короткий эквивалент.
- Избегать использования жаргона, акронимов, технических терминов и деталей; если же все-таки необходимо использовать акроним или аббревиацию, то сначала необходимо подать полное название.
- Использовать активные конструкции и избегать пассивных, например, «Петр написал письмо» вместо «Письмо было написано Петром».
- Употреблять местоимения «ты, вы, мы».
- Давать простые инструкции, например, «Пожалуйста, ответьте на это письмо».
- Помогать собеседникам, проявлять гуманность и вежливость.
Как говорить с людьми с инвалидностью и о них?
- Вести себя просто, быть точными и проявлять нейтральность.
- Использование вежливого языка показывает уважение и привычную любезность.
- Часто бывает неуместным, если упоминается физическое состояние человека.
- Не определять человека, ссылаясь на состояние инвалидности.
- Использовать нейтральный язык. Обсуждать трудные темы и при этом проявлять достоинство и уважение друг к другу - это искусство.
- Избегать негативных социальных стереотипов.
Слова и изображения могут влиять на образ мышления людей. Негативные стерео6типы являются препятствием для понимания инвалидности. За последние несколько лет люди с инвалидностью активно заявили о своих индивидуальных и коллективных правах и попытках изменить свое положение, в частности, изменив «словарь», который используется для их «описания».
Использование образов
- Сюжеты о людях с инвалидностью не должны создавать впечатление их особенности, социального различия. Они должны изображаться как обычные люди, которые живут своей полноценной жизнью.
- Людей с инвалидностью можно включать в общее изображение, чтобы показать, что они являются такой же частью общества, как и кто-либо другой.
- Уместно изображать их в ежедневных, бытовых обстоятельствах, в рабочей среде, на отдыхе. Не стоит сосредотачиваться только на медицинском аспекте их жизни или на факте зависимости (например, как слепому помогают перейти улицу).
- Не передавать фальшивого впечатления об их изолированности.
- Если лица с инвалидностью находятся среди других людей и не «выделяются», то это нормально - некоторая инвалидность является невидимой.
Доступность шрифтов
- Шрифт для написания текста должен быть не меньше «12» размера или лучше «14».
- Шрифт должен быть четким.
- Необходимо избегать использования высоко стилизованной или симулированной каллиграфии и гарнитуры шрифта.
- Гарнитура шрифта может быть разной. Но необходимо также избегать светлой гарнитуры, ведь она не имеет надлежащего контраста между фоном и текстом.
- Не стоит использовать курсив, поскольку такой шрифт трудно читать.
- Для подчеркивания части текста, предложений, слов можно использовать «жирный» шрифт.
- Избегать использования только заглавных букв в словах. Человеческий глаз при чтении узнает форму слов, и слово, написанное только большими буквами, мешает распознаванию.
Другие требования к дизайну
- Числа труднее читать, чем слова. Гарнитура шрифта должна отражать числа четко.
- Избегать подчеркивания.
- Выравнивать текст по левой стороне (избегать выравнивания по правой стороне).
- Интервал между строками текста должен быть «1,5» и вдвое больше промежуток между словами.
- Промежуток между словами должен быть одинаков. Для облегчения чтения текста необходимо оставлять больший промежуток между абзацами.
- Должен быть четкий контраст между текстом и фоном.
- Нельзя писать текст на изображении, на фоне с рисунками (узорами).
- Для подчеркивания отдельных частей текста можно использовать белый промежуток или рамки.
- Стараться не вставлять текст вокруг изображений.
- Промежуток для подписи на бланках должен быть широкий.
- Номер страниц текста должен быть размещен всегда в одинаковом месте.
Бумага
- Необходимо использовать матовую бумагу, а не глянцевую.
- Бумага должна быть достаточно толстой, чтобы печать не было видно на другой стороне листа.
Электронная почта
Если будет делаться рассылка бюллетеней по электронной почте:
- Стоит сделать их в форматах Word и PDF.
- Если документ короткий, то можно включить его в почтовое сообщение.
- В конце текста можно добавить ссылку на веб-страницу.
- При необходимости можно сделать видеофильм с субтитрами.
- Файлы в формате PDF не должен быть единственным инструментом коммуникации.
Интернет
Информация в Интернете должна быть:
- Доступной в формате HTML.
- Простые файлы PDF не должны быть единственным инструментом коммуникации. Они могут быть недоступны для людей с отдельными видами инвалидности.
- Специализированные форматы (аудио-формат, видеофильмы на языке жестов, видеофильмы с субтитрами и текстовые расшифровки) являются хорошим примером доступности информации.
Специализированные форматы
Для тех людей, которые не могут получить доступ к информации, даже если она написана простым языком и с использованием описанных выше принципов универсального дизайна, необходимо разрабатывать материалы в специализированных форматах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)