Стратегии лидерства
В рамках исследования были определены различные стратегии лидерства, отдельные из которых представлены в качестве соображений о том, как различные формы лидерства, используемые в конкретных контекстах, могут посодействовать в достижении аналогичных целей. Главное внимание директора сосредоточили на признании разнообразия в своих школах, а также на содействии созданию среды социального равноправия и справедливости, с инклюзией всех членов школьного сообщества. Было очевидно, что инклюзивность практических подходов, которые используются, проявляется в разной степени, но в каждом случае все строилось на признании, что их школы являются разнородными по своей природе, и в них существует уважение к различию.
В качестве пути к содействию инклюзивности по отношению ко всем ученикам, каждая школа, принимавшая участие в исследовании, вводила в свои школьные программы празднование событий этнически-культурного характера. Среди них события: от ежегодных культурных недель, во время которых ученики демонстрировали танцы, национальные блюда, спектакли, к регулярным «костюмированным» дням. Хотя некоторые события были общими для всех школ, участвовавших в исследовании (например, презентация флагов наций, представленных в школе), каждая школа создала свой собственный подход к построению сообщества, в которое интегрировались бы все представители ее разнообразного контингента. Однако, стоит отметить, что один из директоров считал, что для достижения этого не существует какой-то одной модели. Должны существовать последовательность и сильный характер, объединяющие всё вместе, предоставляя возможность всего достичь. Это можно сделать с помощью различных вещей, которые объединяют людей.
Для того, чтобы удовлетворять разнообразные потребности учащихся, были разработаны различные инициативы. Например, в одной школе используется процесс приема понятия в свои ряды иностранных учащихся для того, чтобы каждая отдельная группа в школе могла погрузиться в культуру и почувствовать себя ее частью. Другой директор организовал в своей школе исследования с конкретной целью - сосредоточить внимание на вопросе разнообразия в мультикультурной школе. В процессе исследования были разработаны рекомендации и инициативы в соответствии с конкретными потребностями этой школы, а некоторые из них были воплощены в жизнь.
Некоторые директора, с которыми в ходе исследования были проведены интервью, работают над тем, чтобы предлагать инициативы и планировать деятельность, направленные на решение конкретных проблем школы по мере того, как они возникают. Другие, специально для такой работы назначили работников из стран, которые сейчас представлены в Новой Зеландии благодаря ее либеральной иммиграционной политике. Это помогло ученикам ознакомиться с тем, откуда происходят учителя школы, а также улучшило восприятие разнообразия педагогическим составом и учениками. В поддержку этого подхода директор рассуждает о своей собственной роли и изменяет ее, поскольку многое из того, что он делает, касается попыток наладить связь с людьми и попробовать понять, откуда они приехали, а также стараться быть активным. Это предусматривает активную работу с сообществом для решения проблем учащихся. Кроме того, он отмечает достижение целей, связанных с решением выявленных проблем (в грамотности и обучении), с использованием различных аспектов школьного планирования.
Независимо от того, управляют ли директора своими школами, развивая культуру школы, которая признает разнообразие, или активно способствуют ее развитию как важной черте школы через свои стимулирующие материалы и философию заведения, важнейшим требованием является то, чтобы работники двигались в одном направлении. Несмотря на то, что каждый директор проявлял индивидуалистический подход к тому, в какой степени помогать в деятельности, направленной на поддержку равноправия и социальной справедливости по отношению к каждому отдельному ученику, все они пытались создавать школьную среду, в которой бы уважали этнически-культурные различия, а не подчеркивали их существование.
Исходя из результатов исследования, приходим к выводу, что руководство различными (с точки зрения этнически-культурного состава) школами является очень сложным по своей природе. Прошлый опыт каждого директора не только влияет на характер его лидерства и на взаимоотношения с персоналом и обществом, но и на то, каким образом он развивает понятие «сообщества». Если общепринятым определением сообщества является «группа людей, живущих вместе в одной местности, которые имеют общие интересы, цели и традиции, а также систему ценностей, которые разделяют и совместно понимают ее члены», тогда для создания школьного сообщества необходимо, чтобы директора работали на основе социальных норм и вдумчиво действовали при принятии решений, ориентированных на использование в определенном контексте.
Практические подходы к признанию различий
Директора привели немало примеров того, как можно управлять этнически-культурным разнообразием в своих школах: от практики проведения культурных праздников к путям создания ощущения сообщества, частью которого все ученики могут себя считать. Однако индивидуальная практика может оставаться отрывочной и представлять хаотичные попытки придать ценность этнически-культурным различиям, и если ученики не почувствуют, что такая деятельность является неотъемлемой частью школьной культуры, существует угроза, что такие инициативы будут рассматриваться как эпизодические, а не организационно-органические. Это может свидетельствовать о различии, а не о инклюзивности, к которой стремятся, когда такие практические действия являются естественным проявлением философии организации. По сути, они остаются примерами толерантности к различиям и «концептуальной ловкости рук».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)