Критический анализ отношения руководителя к инклюзии
Инклюзия является одним из самых сложных изменений на современной образовательной сцене.
Директор школы, который играет роль лидера в школьной жизни, выполняет важную функцию воплощения изменений. Директор школы - основной агент изменений и ключевая фигура в содействии или препятствовании изменениям. Как никто другой, директор школы способен сфокусировать работу коллектива на успешное совершенствование школы. Выполнение роли носителя изменений предполагает осознание существенных компонентов процесса, связанного с этими изменениями, а также причастности к их реализации. Действия директоров предоставляют серьезные основания для того, чтобы определить, относиться ли к изменениям серьезно, а также они предоставляют учителям поддержку как психологического характера, так и помощь ресурсами.
Поскольку директор является основным носителем изменений в школе, а внедрение инклюзии означает начало изменений в школе, то возникает вопрос: как его лидерские свойства отражаются в восприятии и практических действиях и как лидерство директора способствует воплощению изменений в школе.
Необходимыми лидерскими качествами, которые необходимы для внедрения изменений, четкая философия образования, отражается в восприятии директорами инклюзии, а также поведение и практические действия директоров, которые способствуют изменениям.
Ментальные модели руководителя
Термин «ментальная модель» означает, что люди интерпретируют свою среду по ряду «когнитивных карт», которые позволяют обобщать идеи, понятия, процессы и явления понятным и последовательным способом. Можно сказать, это «набор инструментов», состоящий из опосредованных представлений и одобренных и утвержденных действий, которыми индивиды и группы руководствуются в своем поведении, часто даже не задумываясь об этом.
Ментальные модели имеют большое значение, поскольку они нужны лицам, принимающим решения, т.е. руководителям или учителям, чтобы упростить восприятие окружающей среды и многочисленных логических вариантов.
Ментальные модели служат ориентиром для принятия значительных и малозначительных решений, но в то же время могут накладывать определенные ограничения, будучи первым экраном, через который проходит новая информация.
Люди внимательно воспринимают информацию, которая вписывается в их существующие представления, и имеют меньше шансов правильно запомнить информацию, что с ними не обсуждается.
Чем больше общего в индивидуальных ментальных моделях, тем больше вероятность того, что сложная информация, которая, возможно, не совсем им соответствует, будет с готовностью принята или отклонена и интерпретирована заново.
Таким образом, когда индивиды используют свои ментальные модели для смыслообразования на основе новой информации и идей, взятых из своей среды, это может привести к творчеству и инновациям или сдерживанию.
Это означает, что ментальные модели руководителей способны играть решающее значение в том, будут ли они существенно изменять свою практику, или и дальше будут работать более привычным способом.
Отношение руководителей к инклюзии
Директора проявляют четкое видение перспективы инклюзии, а их лидерские поступки способствуют воплощению в жизнь политики инклюзии. Хотя директора поддерживают практику инклюзии в своих школах, результаты свидетельствуют, что их поддержка зависит от сложности проблемы ученика. Они рассматривают успех инклюзии скорее, как социальный аспект, чем академический. Одним из объяснений этого результата может быть такое: директор удален от класса и, таким образом, когда ребенка с нарушением интегрируют академически, директор может не воспринимать проблему ребенка настолько серьезно, насколько это делает учитель.
Обучение и академический прогресс имеют важнейшее значение для достижения успеха в школе и обществе. Однако, четких данных о вере в академический успех инклюзивной практики у руководителей школ не выявлено.
Предыдущий опыт, продолжительность пребывания в должности и общий стаж руководителя, как правило, влияют на готовность практиковать инклюзивные подходы, а именно - чем больше опыт и стаж, тем меньше поддержка инклюзии. Можно сказать, что поскольку многие из этих директоров учились и получили свой первый образовательный опыт во времена, когда инклюзии не существовало, у них смешанные чувства по отношению к ней.
Отсюда следует, что для того, чтобы достичь такого состояния, когда инклюзивные практики будут отражать более фундаментальные изменения в школах, нам не обходимо преодолеть барьеры, которые состоят из отношения и знаний, которые могут влиять на успех инклюзии учеников с особыми потребностями в школах.
Учителя как проводники изменений
В области образования детей с особыми потребностями приоритетное значение приобрело создание инклюзивной школьной среды. Переход к инклюзии вызывает необходимость изменений во всех сферах образовательной практики.
Подавляющее большинство инноваций в практике обучения на уроке и в учебно-методическом обеспечении осуществляется благодаря тому, что учителя стремятся найти ответы на очень комплексную и сложную задачу - обеспечить условия для оптимального обучения каждого ребенка в широкой группе разных детей, каждый из которых является неповторимой личностью и требует дифференцированного подхода.
Эффективные школы
Эффективная школа проводит обучение всех учащихся по полному и всесторонним учебному плану в равных условиях и на высоком качественном уровне.
Эффективные школы должны заранее определять цели, которые надеются достичь со своими учениками, и обеспечивать такие учебные программы и виды оценивания, которые позволяют реализовать следующие цели и продемонстрировать ученические достижения.
Чтобы достичь вышеуказанных целей и эффективности, следует рассматривать изменения как необратимые, хотя их, вероятно, будут приветствовать не все, кого они касаются. Общепризнано, что одной из центральных характеристик эффективной школы является обязанность удовлетворять образовательные потребности всех учеников, однако, этот принцип сложно принять многим педагогам практикам. Отдельного человека такая задача смущает и даже представляется ему недостижимой. Но, если все вовлеченные в процесс готовы работать над реализацией этих целей в атмосфере коллегиальной поддержки, они могут представляться как достижимые и ценные для всех участников.
Понятие изменения означает любое нововведение (то есть программу, процесс или практику, которые являются новыми для лица или учебного заведения).
Важно рассматривать изменения не как одноразовое событие, а как постоянный процесс. Изменения требуют времени и преданности. Существует тенденция: когда школы внедряют какое-то новшество (например, новую учебную программу), то считают, что уже достигли изменений. Очевидно, что для инклюзии учеников с особыми потребностями школы и учителя должны изменяться. В частности, речь идет об изменениях на уровне философии, организации, физической среды, учебно-методического обеспечения, методик преподавания и т.д. (в зависимости от индивидуальных потребностей ученика). Однако, практика показывает, что отдельные школы и учителя смогли реализовывать их лучше, чем другие, поэтому останавливаться на достигнутом нельзя. Изменения - это процесс, который требует определенного времени, как правило, нескольких лет. И учителя являются главными проводниками этих изменений.
Успешные школы признают свои недостатки, пытаются найти их причины и пути преодоления, они постоянно оценивают качество своей работы, открыты для критики и согласовывают свои цели, чтобы удовлетворять потребности учащихся. На самом деле, школам (и отдельным лицам) стоит подумать над следующими вопросами:
- На каком этапе мы находимся сейчас?
- Где бы мы хотели быть в будущем?
- Как лучше двигаться в этом направлении?
- Как следует оценивать изменения, которые мы внедряем? (Или способы оценивания, планирование, реализацию, анализ результатов).
Изменения в учебном заведении могут быть обусловлены как внутренними, так и внешними факторами. К внешним можно отнести государственные учебные программы, внешнее оценивание, решение школьных советов или органов по аккредитации, аттестация педагогических кадров и мероприятия по обеспечению качества. Они могут вызвать изменения на уровне учеников, учителей или на уровне системы.
Чтобы достичь успеха и обеспечить устойчивые результаты изменений, необходимо обратить внимание на формирование общих ценностей и создание атмосферы, способствующей проведению изменений и развитию культуры сотрудничества.
Без сотрудничества между людьми школы не могут совершенствоваться. Ни один человек, независимо от должности и подготовки, не имеет ответов на все комплексные проблемы, возникающие в школе. Чем теснее сотрудничество, тем больше возможностей осознать эти проблемы и начать изменения в атмосфере взаимного уважения и доверия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)