Концептуальные модели лидерства
За последние тридцать лет в дискуссиях о целесообразной лидерской роли, которую должны играть руководители школ, на первый план вышли три концептуальные модели: учебного, трансформационного и дистрибутивного (распределенного) лидерства. Недавно этот перечень пополнился еще одной моделью - устойчивого лидерства.
Образовательное лидерство
Три аспекта учебного лидерства:
Определение миссии школы:
- формулировка целей школы;
- сообщение целей школы.
Управление реализацией общей учебной программы:
- наблюдение за процессом преподавания и его оценка;
- координация процесса изучения предмета;
- мониторинг ученических достижений.
Поддержание положительного учебного климата в школе:
- соблюдение распределения учебного времени;
- содействие профессиональному развитию;
- обеспечение качественной наглядности и информированности;
- мотивирование учителей;
- установление высоких ожиданий и стандартов, обеспечение стимулов для обучения
Наибольшее влияние деятельности директора связано с тем, какую роль он играет в формировании миссии учебного заведения.
Школьный контекст влияет на тип учебного лидерства. Другими словами, тип лидерства, который целесообразен в определенном контексте или на определенном этапе развития школы, может быть недостаточным или даже привести к обратным результатам в другом контексте или на новом этапе развития.
Образовательные лидеры также влияют на качество результатов школьного образования. Их влияние будет более эффективным, если будет осуществляться не через прямое наблюдение за преподаванием и его оценкой, а путем согласования действий школьных структур и культуры, создания атмосферы непрерывного усовершенствования и высоких ожиданий в школе и моделирования передового опыта.
Лидерство следует понимать, как процесс взаимовлияния, а не одностороннее движение, когда лидер влияет на других. Поведение лидера определяется окружающим и школьным контекстом.
Реализация каждого аспекта лидерства требует владения навыками межличностного взаимодействия и налаживания соответствующих отношений.
Группа ученых ознакомилась с исследованиями за последние 20 лет и пришла к выводу, что директора предпочитают тратить больше времени на учебное лидерство, однако, анализ повседневной работы по видам деятельности каждый раз демонстрирует, что этому типу лидерства уделяется немного времени.
В процессе изменений учебное лидерство призвано влиять на параметры первого порядка, то есть условия, которые непосредственно связаны с качеством преподавания на уроке. Повышение мотивации, профессиональная заинтересованность и готовность внедрять инновационные методы прямо пропорциональны учительской оценке работы руководителя школы как учебного лидера. В этом понимании учебное лидерство само по себе может быть трансформационным.
Подобные черты учебного и трансформационного лидерства более весомые, чем различия между ними. Обе модели направлены на:
- формирование общего понимания цели учебного заведения;
- создание атмосферы высоких ожиданий, инноваций и совершенствования;
- обеспечение стимулов для творческой интеллектуальной деятельности персонала и создание условий для его непрерывного развития;
- формирование лидера, который является примером для других.
Трансформационное лидерство
Принято считать, что трансформационное лидерство позволяет понять школьное лидерство значительно шире, чем другие подходы, поскольку, кроме методов преподавания, этот стиль предполагает детальное изучение всех условий работы, которые способствуют достижению результатов школьного образования.
Целью трансформационного лидерства является рост персонала и повышение мотивации работников путем установления высоких целей. В противовес распространенным взглядам, что лидерство предусматривает формально-деловые отношения обмена, которые основываются на индивидуальных, обычно финансовых, внешних интересах последователей, продвигается идея лидерства, которое построено на взаимодействии с другими и направлено на повышение внутренней мотивации. Сформулировано понятие трансформационного лидерства, разработаны его критерии. Трансформационное лидерство состоит из четырех компонентов: харизмы, высокой мотивации, вдохновения других, индивидуального подхода и предоставления стимулов для творческой интеллектуальной деятельности.
Выделяют четыре ключевых аспекта трансформационного лидерства в школах, каждый из которых предусматривает три-четыре конкретизированные направления работы.
Аспекты трансформационного лидерства
Определение направлений:
- формирование общего видения;
- содействие принятию работниками коллективных целей;
- высокие ожидания относительно результатов деятельности.
Развитие человеческих ресурсов:
- индивидуализированный подход и поддержка;
- предоставление стимулов для творческой интеллектуальной деятельности;
- обеспечение образцов передового опыта;
- осуществление организационных изменений.
Создание культуры сотрудничества:
- реструктуризация;
- налаживание продуктивных отношений с семьями и общинами;
- налаживание связей между школой и более широкой средой;
- управление реализацией общей программы обучения.
Решение кадровых вопросов для воплощения программы:
- предоставление поддержки в преподавании;
- мониторинг деятельности учебного заведения;
- предотвращение отвлечению работников от их работы.
Трансформационное лидерство способствует достижению ценных результатов как для учеников, так и для учителей. Целью трансформационного лидерства является развитие способности других работников школы непосредственно влиять на результаты учебной деятельности. Например, по сравнению с коллегами других учебных заведений, в школах с трансформационным стилем лидерства выше вероятность того, что учителя будут довольны своим руководителем, готовы по собственной инициативе прилагать дополнительные усилия и больше заниматься вопросами школы и захотят ее совершенствовать. Существуют дополнительные эффекты трансформационного лидерства, которые проявляются в изменениях методов и форм работы на уроке, лучших показателях коллективной эффективности учителей, эффективном организационном обучении и повышении качественного уровня обучения и преподавания.
Коллективная эффективность учителей является существенным фактором для понимания ими важности партнерских отношений между школой и обществом. Несколько в меньшей степени она также влияет на готовность учителей к реализации миссии учебного заведения и помогает развивать их отношение к школе, как к обществу специалистов.
Трансформационный лидерский стиль директора и дистрибутивное лидерство в школе способствуют организационному обучению. Кроме того, чем выше учителя оценивали школу, как организацию, которая учится, тем позитивнее ученики воспринимали работу учителей на уроке. Соответственно, работа учителей оказывала сильное влияние на привлечение учащихся и их желание продолжать учебу в школе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)