Самостоятельность мышления детей. Заключение
Самостоятельность мышления детей с нормальным развитием проявляется в правильном выполнении подавляющего большинства задач экспресс-методики, в достаточности минимальных мер помощи для преодоления возникающих трудностей.
Самостоятельность детей с задержкой психического развития в процессе диагностического обследования является весьма ограниченной. Они нуждаются в разнообразной помощи со стороны взрослого, чувствительность к которому у этих детей оказывается очень разной. Среди них значительная часть детей нуждается в развернутой помощи, подобно тому, как это проявляется у умственно отсталых детей. Однако от последних их отличает способность в аналогичных или похожих по содержанию задачах в самообучаемости - выходить на качественно более высокий уровень исполнения, чувствительность к менее развернутым мерам помощи. Качество выполнения аналогичных задач умственно отсталых дошкольников существенно не улучшается.
Итак, качественные характеристики составляющих обучаемости выступают дифференциально значимыми показателями в процессе диагностики с целью отмежевания задержки психического развития и умственной отсталости от нормы.
Психолого-педагогический вывод. Результатом психолого-педагогического изучения является психолого-педагогический вывод - это документ, который в компактной (сжатой) форме раскрывает психолого-педагогическую картину проблем ребенка, на основе оценки способности к усвоению знаний определяет учебную программу и методы обучения и воспитания, указывает на ведущие направления коррекционно-педагогического воздействия. Это связано, во-первых, с тем, что консультации являются, прежде всего, учреждениями образования, поэтому закономерно в своей деятельности ставят образовательные цели и задачи. При этом медицинские данные врачей для специалистов консультаций очень важны, они являются одним из ориентиров в проблемах ребенка, помогают глубже понимать специфику и механизмы нарушенного развития, прогнозировать его динамику, определять системы коррекционно-развивающего воздействия. Названные параметры представляют собой психолого-педагогический аспект проблем и поэтому нуждаются в организации адекватных чисто педагогических и психологических мероприятий. Для педагогов вывод консультации с точным определением проблем ребенка в психолого-педагогических понятиях является ключевым для построения и реализации ими педагогической стратегии, выбора и применения адекватных педагогических технологий. Во-вторых, для дачи заключения по психолого-педагогическому содержанию важно учитывать утверждение в деятельности консультаций новых концептуальных основ в контексте передовых идей социальной инклюзии. Этот факт свидетельствует переход от медицинской к социальной модели понимания инвалидности. Ранее при обследовании ребенка фокус изучения удерживался на оценке проблем медицинского содержания: состояния его здоровья, (то есть особенностях повреждений, болезни) и вызванных ими психофизическими ограничениями, недостатками и несостоятельностью. Сейчас внимание сосредоточивается на определении сильных сторон ребенка, сохранившихся способностей функционирования, взаимодействия, контакта, общения, доступных способов усвоения знаний. Содержание выводов и рекомендации консультации ставят требования перед обществом и побуждают его к созданию надлежащих условий и использования средств для наилучшего удовлетворения образовательных потребностей детей с особыми потребностями. Формулировка психолого-педагогического заключения и рекомендаций – это новый аспект деятельности современных консультаций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)