Метод педагогической оценки
Метод педагогической оценки является значительным вкладом в развитие психодиагностики. Вместе с тем следует отметить, что использование его требует длительного времени, и поэтому применение его в условиях однократного исследования ребенка, как это имеет место, например, при отборе детей в специальные учреждения, невозможно.
Особая ситуация сложилась в России. В двадцатые годы перед страной встала задача общего образования для всех, в том числе и для детей с отклонениями в развитии. Именно открывалась широкая сеть специальных школ. Это требовало совершенствования диагностики и применения ее методов. В стране развернулась исследовательская и практическая работа в области тестирования. Такими разработками занимались многие психологи: П. П. Блонский, А. Н. Бернштейн, Л. А. Квинт, А. П. Нечаев, А. М. Шуберт. Их усилия направлялись как на разработку новых тестов, так и на проверку и адаптацию тестов Бине-Симона, совершенствование тестов Г. И. Россолимо. В практику отбора детей прочно вошли тесты Бине-Симона и другие тесты, в том числе разработанные отечественными авторами.
Одновременно с интенсивным внедрением тестов в педагогическую практику нарастало критическое отношение к ним. Советские психологи высказывали серьезные оговорки относительно их применения, отмечали неодинаковый уровень понимания тестовых заданий детьми разных стран, неоднородность и неравнозначность задач в наборах, подчеркивали, что тестовые испытания являются контрольно-вспомогательным средством педагогического учета и должны применяться с чрезвычайной осторожностью. П. П. Блонский в книге «Трудные школьники», подвергая критике принципы тестометрического подхода, на фактическом материале доказал беспочвенность положения о неизменности интеллектуального коэффициента, о его независимости от обучения. Некоторые ученые оказались категоричными противниками тестов вообще. По их мнению результаты тестирования способны характеризовать лишь элементарные психические процессы, а не уровень умственного развития.
Тесты часто становились рабочим инструментом в руках неквалифицированных людей, которые не имели достаточных знаний психологии и об особенностях аномального развития. В 30-е годы использование тестов имело угрожающий характер. В результате тестирования много детей с нормальными возможностями развития интеллекта оценивались как умственно отсталые и направлялись во вспомогательные школы, количество которых неоправданно возрастало. В связи с этим известной практика использования тестов была осуждена и приостановлена.
Психология, которая в эти годы так интенсивно начала развиваться, подверглась серьезной критике, развитие ее как науки было блокировано, проблемы диагностики психического развития надолго прерваны. Это на долгие годы затормозило исследовательский поиск в этом направлении.
Тесты оказались удобным орудием измерения. Однако внутренняя сущность тестирования, то есть теоретическое обоснование явлений психической деятельности, составляющей предмет психодиагностики, остается неопределенной и является не такой совершенной, как его форма. В большинстве тестов развитие ребенка определяется в количественных единицах (коэффициент развития, индекс развития, показатель глобального возраста), в некоторых суждения о развитии определяются в качественных характеристиках соответствия или несоответствия норме.
Количественная оценка создает возможности сравнить, соответствует ли развитие обследуемого ребенка показателям нормального развития соответствующего возраста. Однако в дифференциальной диагностике количественный показатель для оценки умственных способностей ребенка оказался непригодным, поскольку возрастные характеристики даже нормальных детей разных стран и культур не совпадают, нестабильны и действительны только в определенном социальном окружении. Сам по себе факт снижения уровня развития не дает оснований для объяснения причин отставания и установления диагноза. Поэтому применение психометрических шкал не может быть безоговорочным и повсеместным, нуждается в адаптации нормативных критериев оценки к динамике развития детей страны-пользователя заимствованных тестов или разработки, или установления собственных.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)