Профессиональное совершенствование консультантов психолого-медико-педагогических консультаций
Известно, что наличие любого недостатка психофизического развития создает неблагоприятные условия для психического развития ребенка, негативно сказывается на нем: вызывает стойкие специфические трудности и особенности познавательной деятельности, деформирует становление его личности, существенно усложняет овладение знаниями и, в конце концов, интеграцию в общественную жизнь. Ведь в зависимости от видов нарушения, различающихся в соответствии со сферой психофизического развития, где произошло повреждение, его тяжести и времени, когда оно произошло, негативные последствия нарушения индивидуального развития проявляются по-разному, имеют неодинаковую структуру недостатков и потенциальных возможностей.
В то же время, существуют общие закономерности нарушенного развития, которые оказываются в характерных трудностях образовательного процесса и формирования навыков социального функционирования. В частности, наличие нарушений в сенсорной, моторной или психической сферах непременно вызывает у детей специфические трудности получения информации, усвоения знаний, осуществления предметно-практической и умственной деятельности, формирования коммуникативных способностей, взаимодействия с окружающими, передачи опыта от взрослого к ребенку, что порождает ряд нежелательных вторичных осложнений. Наконец, это отражается негативно на реализации хранимых функций ребенка, замедляет ход его общего психического развития, ведет к отставанию, а то и к отклонениям по сравнению с нормой.
Следует отметить, что мировая и отечественная практика обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии убедительно доказывает, что указанные выше трудности и недостатки их психического развития могут быть в значительной степени преодолены при специально организованной системе коррекционно-развивающих мероприятий. В связи с широкой вариабельностью типов нарушенного развития дети с различными видами повреждений в процессе обучения и воспитания требуют особого подхода, который предусматривает индивидуальную дифференциацию коррекционно-развивающих воздействий, ориентирование на особенности и потенциальные возможности каждого ребенка.
Исключительно важными факторами для успешного решения образовательных задач таких детей является как можно более раннее включение их в систему реабилитационных мероприятий и оказание профессиональной психолого-педагогической помощи. Первоочередные задачи по ним состоят в том, чтобы вовремя создать каждому ребенку адекватные условия для развития, которые бы учитывали их специфические особенности, обеспечивающие максимально возможную реализацию их потенциала развития и способностей к общественно-трудовой реабилитации. Ключевая роль в этом процессе принадлежит личности педагога, его профессиональной компетентности, объему и глубине его знаний, способности гибко выбирать и применять методы, средства, технологии и приемы для достижения положительного коррекционного эффекта.
Особую роль в удовлетворении образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии играют специалисты психолого-медико-педагогических консультаций. Они выполняют функцию высшей экспертной службы в определении особых образовательных потребностей детей и предоставляют рекомендации по организации педагогической стратегии, которая предусматривает определение учебной программы, формы осуществления обучения, потребностей в надлежащих средствах и приспособлениях.
К кадровому составу психолого-медико-педагогических консультаций входят специалисты разной специализации, которые называются консультантами. Это, прежде всего, дефектологи (по современной терминологии - коррекционные педагоги) узких специализаций, соответствующие видам нарушений психофизического развития у детей, а именно: учитель-логопед, учитель-тифлопедагог, учитель-сурдопедагог, учитель-олигофренопедагог (психопедагог), врачи (психиатр и невролог), практические психологи.
Благодаря такому подбору кадров обеспечивается полноценное функционирование консультации, поскольку в ежедневной практике она должна быть постоянно готовой к предоставлению качественных профессиональных услуг детям с различными видами нарушений, особенно к глубокому и всестороннему изучению ребенка, к разработке путей и средств для преодоления трудностей в процессе обучения, воспитания и трудовой подготовки.
В связи с этим каждая консультация должна быть укомплектована специалистами исходя из двух позиций. Во-первых, каждый специалист должен иметь соответствующее требованиям Положения образование: высшее педагогическое образование по специальности «Коррекционное образование» (по нозологиям). Во-вторых, количественный состав консультации должен быть полным, то есть укомплектован специалистами всех определенных узких специализаций. Отсутствие хотя бы одного из них непременно негативно скажется на эффективности деятельности консультации, ограничивая предоставление предусмотренных действующим Положением услуг в полном объеме.
Согласно должностных обязанностей консультант должен:
- осуществлять (совместно с другими специалистами консультации) психолого-педагогическое изучение детей и подростков с целью выявления особенностей их развития, формулировать психолого-педагогические выводы;
- разрабатывать психолого-педагогические рекомендации по содержанию, формам, методам обучения и особенностям коррекционно-развивающей работы в соответствии с потенциальными возможностями развития, для ребенка с инвалидностью - с учетом индивидуальной программы реабилитации;
- предоставлять соответствующую консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющих), руководителям учебных заведений, педагогам, практическим психологам, социальным педагогам, медицинским, социальным работникам, общественности по вопросам обучения и воспитания, психосоциальной реабилитации и трудовой адаптации детей с особыми образовательными потребностями;
- осуществлять консультативное сопровождение функционирования специальных классов и классов с инклюзивным обучением в общеобразовательных учебных заведениях, сопровождение семей, воспитывающих детей со сложными и тяжелыми пороками развития, по необходимости - психолого-педагогическое сопровождение детей с различными видами нарушений психофизического развития;
- организовывать и проводить коррекционно-развивающие занятия с привлечением родителей и лиц, их заменяющих (индивидуальные и групповые);
- давать рекомендации в разработке индивидуальной программы развития и составлении индивидуального учебного плана;
- участвовать в формировании банков данных о количестве детей по видам нарушений и с особыми потребностями;
- вести установленную документацию;
- использовать в своей деятельности достижения психодиагностики и новейших коррекционно-развивающих программ;
- постоянно работать над повышением своей профессиональной компетентности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)