Организационные модели функционирования
Организационные модели функционирования названных консультаций в процессе их развития сложились разные. Эффективность их определяется способностью создавать благоприятные условия для осуществления деятельности в соответствии с Положением о центральной, областных, и районных (городских) психолого-медико-педагогических консультациях.
В настоящее время известны 6 организационных моделей функционирования психолого-медико-педагогических консультаций областного и районного уровня. В частности,
- юридическое лицо;
- интегрированная организация со статусом юридического лица в структуре многофункционального коммунального общеобразовательного учебно-реабилитационного учреждения, что осуществляет консультативные, методические, учебные, лечебные функции, психолого-педагогическую и медицинскую реабилитацию, включает в себя как структурное подразделение областной центр практической психологии;
- подразделение управления (отдела) образования и науки;
- структурное подразделение Института последипломного педагогического образования, методического кабинета; характерно двойное подчинение (дирекции Института и управлению образования и науки) - 2 областные психолого-медико-педагогические консультации и одна треть районных (городских) консультаций;
- в составе центра практической психологии в условиях партнерского взаимодействия (с правами юридического лица и под общим названием областной Центр практической психологии, или другим названием) - 2 областные, районная психолого-медико-педагогическая консультация под названием «Центр ранней помощи», в структуре которой лежит служба ранней помощи детям раннего возраста.
Далее приводим анализ каждой из существующих организационных моделей функционирования психолого-медико-педагогических консультаций.
Модель 1 (юридическое лицо). Самостоятельная коммунальное учреждение со статусом юридического лица. Создается на основании решения областной государственной администрации. Самая распространенная модель среди общего количества областных консультаций. Преимущества названной формы организации деятельности определяются наличием помещения и его обустройства, количественной и качественной достаточностью кадрового обеспечения, чья профессиональная деятельность не отягощена сторонними обязанностями, не предусмотренными Положением о деятельности психолого-медико-педагогических консультаций. Следовательно, такая модель изначально предусматривает создание соответствующих условий для осуществления профессиональной деятельности в полном объеме.
Модель 2 (интегрированная). Учреждение со статусом юридического лица в структуре многофункционального коммунального общеобразовательного учебно-реабилитационного учреждения, осуществляющего консультативные, методические, учебные, лечебные функции, психолого-педагогическую и медицинскую реабилитацию, включает в себя как структурное подразделение областной центр практической психологии. Основание – решение областного совета. Создание такой модели требует значительного финансового обеспечения. Такая форма организации консультации характерна только для одной областной консультации. Она является целесообразной и достаточно продуктивной как главное координирующее-методическое учреждение для оказания различных услуг населению в больших по территории областях, но при условии наличия разветвленной сети районных (городских) консультаций.
Отсутствие последних, и локализация профессиональной помощи в территориально-удаленном от места проживания ребенка едином центре выступают серьезным барьером в доступе к профессиональной поддержке большинства детей с нарушениями в развитии такого региона. Перспективы развития ограничены в связи со сложным экономическим положением в стране.
Модель 3. (рисков). Психолого-медико-педагогическая консультация функционирует как подразделение управления образования и науки. Создается на основании приказа органа управления образования и науки. Вторая по распространенности организационная модель функционирования консультаций. Деятельность ее очень зависит от ряда факторов, в частности, от отношения органов системы образования к деятельности психолого-медико-педагогической консультации, понимания ее роли, от финансового состояния области и связанными с этим возможностями создания благоприятных условий для развертывания ее деятельности в полном объеме.
В этом убеждает практика их функционирования. Так, деятельность не всех существующих областных консультаций с такой моделью функционирования соответствует требованиям Положения и продуктивна. Причинами этого являются:
- отсутствие соответствующего помещения и его оснащение;
- недостаточность кадрового состава;
- недостаточное количество районных (городских) консультаций. Консультации, в которых не созданы необходимые условия, вынуждены работать в режиме «комиссий», то есть:
- выполняют преимущественно одну - диагностическую функцию;
- основной формой деятельности являются выездные заседания в районах и городах области;
- собирают большие очереди родителей и детей для обследования (за одно заседание рассматривают от 30 до 60 дел детей, что является недопустимым, нарушается определенная норма - не более 12 детей за один рабочий день);
- психолого-педагогическое изучение ребенка является крайне кратковременным, нарушается процедура его осуществления, базируется не на собственном обследовании ребенка специалистами консультации, а на основе предоставленных документов;
- не предоставляется достаточное внимание родителям, не проводится консультативно-разъяснительная работа с ними во время диагностического обследования;
- не проводятся коррекционно-развивающие занятия.
Как показывает практика, кроме определенных параметров неудовлетворительного функционирования психолого-медико-педагогической консультации, выполнение должностных обязанностей консультантов осложняется дополнительными задачами благодаря использованию их органами управления образованием как работников управления.
Итак, Модель 3 создает условия риска ограничения объема функционирования консультации и возвращения ее к устаревшим основам. При этом психолого-медико-педагогическая консультация как отдел управления образованием и наукой рассматривается областной государственной администрацией как неправомерное расширение штатов. С позиций законодательства может оцениваться как незаконное образование.
Модель 4 (двойного подчинения). Касается консультаций, которые являются структурным подразделением Института последипломного педагогического образования или районного методического кабинета. По основным параметрам эта модель схожа с моделью 3 со всеми присущими ей рисками. Кроме названной особенности функционирования этой Консультации есть обременения двойным подчинением: с одной стороны - управлению образования и науки, с другой - администрации Института. В таких условиях замедляется и процессуально осложняется согласование и решение различных вопросов административно-организационного и распорядительного характера.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)