Сравнение теории множественного интеллекта и традиционного метода
В условиях традиционного учебного процесса результат учебной деятельности ребенка чаще всего измеряется только путем тестирования, то есть с помощью ряда специальных вопросов, которые, во-первых, являются предметными и структурированными и позволяют провести оценку за короткий промежуток времени, и, во-вторых, обычно охватывают небольшой объем знаний и умений. Теория множественного интеллекта и традиционный метод прямого обучения - это два отдельных педагогических подхода, которые изучались в ходе научных исследований и будут признаны действенными средствами улучшения академической успеваемости. В предлагаемой научной работе рассматривается вопрос о том, насколько эффективно, по сравнению с традиционным подходом, методика МИ улучшает усвоение знаний по математике в восьмом классе, мотивацию учащихся, их вовлеченность в обучение и насколько она помогает повышать производительность работы учителя.
Выдвижение гипотезы
Предположим, что существует положительная корреляция между применением методики на основе теории множественного интеллекта и повышением ученических достижений. Таким образом, наша гипотеза состоит в том, что учащиеся, обучение которых организовано по принципу множественного интеллекта, продемонстрируют лучший уровень успеваемости, чем другие дети.
Метод
Участники
В исследовании были задействованы учащиеся восьмых классов одной из государственных младших школ (количество 57). Их распределили на экспериментальную (28) и контрольную группу (29). Относящегося гендерного соотношения, в экспериментальную группу вошли 15 (54%) мальчиков и 13 (46%) девочек, а в контрольную - 14 (48%) и 15 (55%) соответственно. Обе группы состояли из детей афроамериканского, европейского, латиноамериканского и индейского происхождения. Также, более 40% детей в них принадлежали к афроамериканскому или белому нелатинскому сообществу.
Инструментарий
Для этого исследования учителем были разработаны два теста с целью предварительной и итоговой проверки знаний. Вопросы тестов основывались на учебном материале, который ученики осваивали по традиционной методике или по методике на основе теории множественного интеллекта. Предыдущий и итоговый тесты выполняли обе группы учащихся. Их задача строилась таким образом, чтобы выяснить уровень владения содержанием до и после использования указанных методик. Такая оценка имела еще одно дополнительное преимущество, а именно: задачи для определения степени усвоения материала разрабатывались в соответствии с методическими рекомендациями стандарта образования и перечня знаний, умений и навыков, которые должны сформировать ученики в процессе изучения курса математики в младшей средней школе. В обоих документах также был определенный объем знаний для сдачи годового экзамена, проводимого администрацией штата и являющийся обязательным для перевода в следующий класс. Вопрос предыдущего и итогового тестов были построены на материале учебника, который также отвечал стандартам упомянутых нормативных документов. Кроме того, в процессе создания тестов учитывался индивидуальный уровень подготовки учащихся (то есть, ученикам предлагались тесты низкой, средней и высокой сложности). Полученные благодаря им данные были признаны надежными и валидными, учитывающими объем учебного материала, подлежащего тестированию, период его изучения и время проведения теста (один урок продолжительностью 45 минут). Во время выполнения теста дети должны были письменно ответить на вопросы из курса математики. В дополнение к предварительному и итоговому тестам, учащиеся экспериментальной и контрольной группы принимали участие в других формах оценивания (опросе, дневниках, наблюдении). Эти дополнительные результаты тоже учитывались при оценке эффективности каждого из использованных подходов.
План эксперимента
В соответствии с планом эксперимента были задействованы две группы – экспериментальная и контрольная, и осуществлялось предварительное и итоговое тестирование. Обе группы составили предварительный и итоговый тест по теме урока, который проводился по традиционной методике прямого обучения или по принципу множественного интеллекта.
Ход исследования
Наше исследование имело целью выяснить влияние концепции МИ на уровень ученических достижений и сравнить его с результатами детей, которые учились по одним из традиционных подходов. Исследование проводилось на материале учебной программы по математике для восьмого класса, которую одна группа учащихся изучала по принципам теории множественного интеллекта, а для второй группы детей с той же школы учитель применял традиционную методику. По завершении эксперимента учащиеся обеих групп выполняли одинаковые тестовые задачи после чего рассчитывалась степень роста успеваемости в каждом классе для сравнения двух методов. Собранные данные обрабатывались путем применения критерия Стьюдента для независимых выборок. В целом, в этом исследовании взяло участие примерно 60 восьмиклассников. В течение одного семестра обучения обеих групп было
организовано по одним и тем же учебным целям и использовались одинаковые математические задачи. Во время эксперимента оба класса изучали один и тот же материал, пользовались одинаковыми учебниками и выполняли задачи за одинаковое время. После чего они сдавали тест по материалу раздела.
Для каждой группы использовались различные методики. В контрольном классе с традиционным подходом к обучению основное внимание уделялось выполнению однотипных тренировочных упражнений для закрепления знаний по теме; для достижения поставленных учебных целей преимущественно использовались лекции учителя, заметки на экране проектора, записи на доске, задачи из учебника, подготовленные учителем рабочие листы и рабочая тетрадь. Ученики из экспериментального класса работали по методике на основе теории множественного интеллекта. Они решали логические задачи, придумывали короткие стишки для запоминания математических терминов и формул, строили или конструировали модели, придумывали настольную игру для наглядности изученного материала,
рассказывали, что еще хотели бы изучить, и выполняли короткую презентацию на уроке, пытаясь задействовать по крайней мере один тип интеллекта.
Результаты
Результаты выполнения обеими группами предварительного и итогового тестов сравнивались. Было обнаружено значительные различия средних показателей контрольной и экспериментальной групп. Это подтверждает нашу исходную гипотезу о том, что «учащиеся, обучение которых организовано по принципу множественного интеллекта, продемонстрируют лучший уровень успеваемости, чем другие дети».
Анализ результатов
Образование было и остается одной из центральных тем в программах политических и общественных деятелей. При этом дискуссии по образовательным вопросам часто сосредотачиваются на результатах тестирования, уровнях учебных достижений и нехватки высококвалифицированных педагогических кадров для работы в учебных заведениях. В соответствии с положениями Закона «Ни единого отстающего ребенка», школьный куррикулум должен быть направлен на максимальные усвоения знаний. Поэтому в процессе преподавания учителям необходимо применять стратегии, которые ведут к повышению успеваемости. Описанное исследование имело целью изучить и сравнить влияние методики на основе теории множественного интеллекта, и одного из традиционных подходов на учебные достижения учащихся восьмого класса в процессе усвоения материала из курса математики.
Результаты свидетельствуют, что дети, которые обучались по методике МИ, продемонстрировали значительно лучшие показатели успеваемости по сравнению со сверстниками, которые придерживались традиционного подхода. В среднем, ученики экспериментального класса, которые имели возможность работать по методике МИ, при выполнении итогового теста улучшили свои оценки примерно на 25,48 пунктов по сравнению с предыдущей проверкой. Это существенно отличается от степени улучшения в контрольной группе – 17,25 пунктов.
Результаты этого исследования совпадают с выводами значительно более широкой научной работы автора теории множественного интеллекта и ее принципов Говарда Гарднера, в которой он пытался «понять и качественно преподнести обучение, мышление и творчество в искусствоведческих, гуманитарных и естественных дисциплинах как на индивидуальном, так и на институциональном уровнях». Полученные результаты подтверждают эффективность методики на основе МИ. Однако, повышение балла при стандартизированной проверке знаний – это не единственное ее преимущество. Эта методика также помогает улучшать успеваемость детей, которые имеют трудности в обучении, активизировать участие родителей в учебном процессе и улучшать дисциплину в детском коллективе. Принимая во внимание ограниченную продолжительность этого исследования, было зафиксировано два положительных последствия из четырех – повышение учебной успеваемости и улучшение поведения. Следовательно, можно сделать вывод, что сравнительно с традиционным методом преподавания (в частности, прямым преподаванием), внедрение принципов множественного интеллекта в педагогике дает возможность достигать значительных улучшений по нескольким направлениям, важными для академического, социального и эмоционального благополучия ребенка. В учебном процессе это задача решается путем разработки инновационных планов уроков, которые предоставляют возможности для удовлетворения потребностей разнообразного ученического контингента. Пожалуй, лучше всего эту мысль выразила Маргарет Мид, известный антрополог, мыслитель и ученый: «Если мы стремимся построить общество с богатой культурой, ... то должны творить ее таким образом, чтобы в этом обществе нашлось достойное место для каждого из множества человеческих талантов».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)