Профессиональное определение учащихся вспомогательной школы как важная педагогическая проблема
Социологические исследования молодежи показывают, что менее трети опрошенных довольны выбранной профессией, другая треть - чувствует внутренний дискомфорт: выбранная специальность, вроде, их удовлетворяет но, в то же время - нет. В зависимости от правильного профессионального определения производительность труда может вырасти, и снизиться текучесть кадров. Это констатируют как социологи и психологи, так и медицинские работники.
К сожалению, ни школа, ни родители не могут сегодня в достаточной мере помочь школьнику в решении этой жизненно важной проблемы, имеющей как социально-экономический, так и личностный характер. Как показывает практика, учащиеся выпускных классов по несколько раз меняют свои профессиональные намерения, сталкиваясь как с объективными, так и с субъективными трудностями. В частности, незначительный жизненный опыт старшеклассников, слабые знания собственных психофизиологических и личностных качеств, требований профессиограмм создают значительные трудности в профессиональном определении личности.
Изучение состояния разработанности данной проблемы позволило определить сущность профессионального определения в специальной школе как процедуры, которая определяет уровень сформированности профессионально важных качеств ребенка, прогнозирует успешность овладения той или иной профессии, формирует потребность по развитию недостаточно сформированных психофизиологических функций. То есть профессиональное определение одновременно с прогнозированием профпригодности дает возможность получать информацию, которая может быть использована для усовершенствования профессионально важных качеств.
Прогноз профессионального определения не дает основания для окончательного решения вопроса о пригодности человека к той или иной профессии. Он только уменьшает вероятность ошибок по профессиональному определению. Это объясняется тем, что каждая личность имеет различные ресурсы и возможности собственного развития. Решение этой проблемы в условиях учебной деятельности заключается в изучении качества протекания психических процессов, благодаря которым регулируются усвоенные операции, которые считаются фундаментом дальнейшего развития профессиональных способностей.
Уровни пригодности школьников к овладению каждой из профессий:
І уровень - «годен»;
ІІ уровень - «условно годен»;
III уровень - «условно негоден.
Профессионально важные качества у учащихся старших классов специальных школ находятся преимущественно на низком уровне. В первую очередь это касается таких показателей, как точность движений, скоординированность обеих рук, состояние моторики кисти и пальцев руки, глазомер, длительность сосредоточения, переключения внимания, память, мыслительная (словесно-логическая) сфера.
Развитию профессиональных качеств у учащихся способствуют такие педагогические условия, как:
- ориентация на интересы и склонности ребенка;
- выполнение заданий в игровой форме;
- использование сюжетного комментирования для более длительного удержания произвольного внимания ученика на выполнении упражнений;
- обоснование практических действий;
- внесение в занятия положительного эмоционального настроя;
- поощрительная поддержка школьника;
- осуществление контроля со стороны ребенка по качеству выполнения задач и т.д.
Для обеспечения учета результатов изучения каждого школьника необходимо создание базы данных в форме картотеки. Карточка на ученика состоит из двух разделов. В нее заносятся: данные медицинского изучения ученика (заполняет школьный врач) и данные педагогических наблюдений и психологических исследований, которые предоставляют учителя и психолог.
Таким образом, эффективность управления профессиональным определением школьников в системе трудовой подготовки специальной школы должна обеспечиваться как организационно, так и методически, а именно:
- комплексом методик, который обеспечивает определение уровней сформированности профессионально важных качеств у школьников;
- методически обоснованными коррекционно-развивающими упражнениями для развития недостаточно сформированных психофизиологических функций;
- действующей экспертной комиссией школы по профотбору (возможно, школьной психолого-медико-педагогической комиссией).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)