Сравнительный анализ представлений взрослых о знаниях здоровых детей
Сравнительный анализ представлений взрослых о знаниях здоровых детей о себе и представлений родителей и педагогов специальных школ о знаниях о себе детей с нарушениями зрения позволил выявить в них количественные и качественные отличия.
Так, представления родителей и педагогов незрячих и слабовидящих младших школьников характеризуются бедностью. Они называют гораздо меньше характеристик, не только, чем родители и педагоги нормально видящих детей, но и сами дети.
Качественные отличия проявляются в различном акцентировании социальных ролей. Родители обеих групп большое значение придают социальной роли «ребенок», тогда, как учитель - «друг». Так, родители нормально видящих детей чаще, чем родители детей с нарушениями зрения, предполагали идентификацию здоровыми детьми себя с социальной ролью.
Анализ высказываний, отражающих знания о личностных качествах младшего школьника, позволяет сделать вывод о том, что учителя специальных школ вообще не отмечают для своих воспитанников возможность представить себя красивым и добрым.
Сравнительный анализ представлений взрослых о знаниях младших школьников о себе и детских самоопределениях позволяет констатировать, что запас представлений родителей и педагогов детей с нарушениями зрения об их знаниях о себе значительно беднее, чем у взрослых, окружающих здоровых детей. Кроме того, они значительно отличаются по структуре и содержанию от знаний о себе незрячих и слабовидящих детей.
В содержании методической работы вообще не представлена тема развития самопознания ребенка, педагоги не видят ее актуальности и не владеют необходимыми средствами для формирования знаний о себе у младших школьников. Это позволяет говорить о том, что методическая работа, проводимая в школе, не способствует формированию педагогической компетенции в области развития самопознания младших школьников.
Анализ содержания и форм работы с родителями показал, что в тематике родительских собраний, консультаций, проводимых с родителями, отсутствуют темы, актуализирующие проблему формирования знаний о себе детей с нарушениями зрения. Педагоги не отмечают в числе умений, которые необходимо сформировать у родителей, умения, связанные с развитием самопознания младшего школьника. Данные факты позволяют сделать выводы о том, что взаимодействие семьи и школы не предусматривает формирования у родителей компетенции в области развития самопознания ребенка.
Сделанные в ходе исследования выводы позволяют говорить о том, что необходимым начальным этапом в организации коррекционно-педагогической работы по формированию знаний о себе младших школьников с нарушениями зрения является осознание педагогом значимости развития детского самопознания и формирование у него качественно иного образа ребенка с нарушениями зрения - образа, в котором будет место его ценности и успешности.
Многие дети с синдромом Дауна стремятся к знакомому, заведенному порядку и четким, понятным заданиям. Неструктурированные, неформализованные задания, как правило, вызывают у них трудности. Любое изменение способно выбить их из колеи. Им требуется больше времени на подготовку и адаптацию к новым изменениям в жизненном распорядке и переходу на другую ступень обучения.
Несмотря на то, что детям с синдромом Дауна в своем развитии приходится сталкиваться с большим количеством трудностей, чем их обычным сверстникам, все они становятся преодолимы, если создана благоприятная, комфортная обстановка для развития. Дети с синдромом Дауна также расстраиваются и тревожатся, если их не понимают или игнорируют.
Трудности в большей степени будут связаны не столько с нашими детьми, а с обществом, которое их не принимает, не хочет видеть их возможностей и способностей. К сожалению, сегодняшний мир суров: в нем оценивают человека по его достижениям, а не по доброте и гармонии души. В очередной раз, повторяя эту истину, мы забываем о том, что создаем этот мир сами.
Как и здоровым детям, детям с синдромом Дауна легче развивать познавательные способности и адекватные формы социального поведения, если они получают возможность взаимодействовать с другими ребятами в типичной ситуации общения. Детям с синдромом Дауна общение со своими здоровыми сверстниками полезно вдвойне, поскольку они перенимают поведение обычных детей как ролевую модель социального поведения и развивают благодаря ему мотивацию к учебе. Такой социальный опыт, когда здоровые дети демонстрируют типичные для их возраста формы поведения, чрезвычайно важен для детей с синдромом Дауна, для которых свой мир кажется странным и запутанным и которые, в целом, являются менее зрелыми как в эмоциональном, так и в социальном плане. Но даже в этом случае многим из них требуется дополнительная помощь и поддержка в овладении правилами адекватного социального поведения. Невозможно научить их чему-либо за один раз, они не могут, как их здоровые сверстники, интуитивно улавливать условности поведения в обществе. Главное - помнить, что после школьного периода предстоит дальнейшая жизнь и оттого, насколько хорошо дети с синдромом Дауна будут к ней подготовлены, зависит их будущее. Получив возможность реализовать собственные желания, вкусы и привязанности, они смогут вести нормальную взрослую жизнь, как все остальные люди, не имеющие этого синдрома.
Существующая система ценностей в нашем обществе - личные устремления, успех и материальная обеспеченность - еще плохо позволяет вписаться в нее людям с какими-либо ограничениями. Быть может, задача всех нас заключается не столько в том, чтобы помочь вписаться детям с синдромом Дауна в эту систему ценностей, сколько попытаться изменить и раздвинуть ее рамки, способствовать их признанию и интеграции, а не просто терпимости.
Воспитание ребенка с синдромом Дауна - особое испытание для большинства родителей. Как и другие непредвиденные жизненные обстоятельства, это испытание дает возможность понять и развить собственные способности, стимулирует выработку новых жизненных установок.
Человеческие способности никогда не измерялись, и мы так мало пытались сделать это, что никакой отдельно взятый случай не дает нам возможности судить о том, что мы можем.
В школах-интернатах области уже состоялось несколько выпусков этих классов. Все ребята трудоустроены. Самое главное, что выпускники могут использовать приобретенные знания и умения не только для получения дохода, но эти занятия превращаются для них и в хобби. Так, есть примеры, когда ребята, освоив специальность «Пчеловод», в свободное от основной работы время обустраивают свои дворы пасеками. Кроме того, что они получают удовольствие, занимаясь любимым делом, у них появляется еще и дополнительный источник дохода.
Именно такая система работы школ-интернатов будет реально способствовать формированию навыков независимой жизни учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития не может продуктивно развиваться без специально созданной образовательной среды, которая находится в прямой зависимости от содержания обучения и воспитания, моделируется с учетом потребностей каждого конкретного учащегося, обеспечивает разнообразный сенсорный опыт.
Отличительной чертой образовательной среды, которая создается в центрах, является ее адаптивность. В центрах создаются зоны, которые позволяют ребенку самому выбрать вид занятий, предоставляют комплекс возможностей для проявления сенсорной, манипуляционно-познавательной, поисково-практической, предметно-практической, игровой и других видов деятельности.
Среда должна как бы подсказывать ребенку, чем он может заняться. Именно этот принцип реализуется при создании образовательной среды в центрах.
Немаловажное значение в повышении самостоятельности и автономии ребенка играют упражнения с водой, песком, работа с куклами, запахами, цветом. Использование возможностей образовательной среды позволяет формировать жизненно необходимый эмоциональный опыт, навыки взаимодействия и сотрудничества.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития - это часто неговорящие дети. Мы стремимся к тому, чтобы ни один ребенок не был изолирован, исключен из общения. Поэтому специалистами активно используются жесты, символы, предметы.
Значительное место в работе занимает вовлечение детей во взаимодействие с взрослыми и сверстниками. Осваивая ближайшее окружение, они изменяются сами. Большую роль в этом процессе играют родители, которые под руководством педагогов осуществляют целенаправленную работу по социальной адаптации своих детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)