Осведомленность учителя
Осведомленность учителя является важной. Знание учителем определенных вопросов и простое наблюдение за учениками в классе могут помочь определить детей, у которых имеются проблемы со зрением.
Симптомы проблем со зрением:
- Косые или напряженные взгляды при попытке посмотреть на доску. Такие дети нередко не будут успевать завершить работу в срок, поскольку им трудно будет увидеть написанное.
- Частая головная боль, особенно после обеда. Большая часть работы по чтению и на доске проходит утром, поэтому после обеда дети, у которых есть проблемы со зрением, могут жаловаться на головную боль, возникшую в результате напряжения глаз.
- Во время чтения дети, которые держат книги очень близко или очень далеко, возможно, пытаются выбрать оптимальную дистанцию для того, чтобы не возникло проблем с видением букв.
- Частое потирание глаз или ощущение их усталости и раздражения.
- Заметное преимущество одного глаза и тенденция натыкаться на предметы. Эти проблемы могут свидетельствовать о проблеме со зрением, которая называется амблиопия (состояние, в котором четкость видения одним глазом ниже нормы).
- Трудности во время различения цветов. Это чаще случается у мальчиков, чем у девочек, хотя может быть у всех.
- Дети, которые жалуются на то, что слова на странице перемещаются или исчезают. Этот симптом свидетельствует о наличии синдрома Ирлен - проблемы с визуальной обработкой информации.
- Если ребенок не может видеть чего-то необходимого для завершения задания, вы заметите, что он обратится к другому ученику за помощью, попросит чьи-то очки, подойдет ближе или просто займется более приятной деятельностью, тогда как все остальные будут работать над выполнением задания. Это поведение - отвлечение от выполнения задания - иногда считается проблемой нехватки внимания, тогда как, на самом деле, это может свидетельствовать о недиагностированной проблеме со зрением.
Если в классе будет учиться ребенок с расстройством спектра аутизма, учителю и администрации школы необходимо будет в начале учебного года встретиться с родителями для обсуждения того, как школа может поддержать этого ученика и реализовать его образовательные потребности.
В разговоре с родителями учитель должен узнать о сильных сторонах ученика и его специфических интересах, особенностях проявления состояний и чувств, успешных стратегиях действий, используемых дома.
Также необходимо согласовать с родителями, хотят ли они поделиться специфической информацией об аутизме с одноклассниками и каким образом.
Учитель должен узнать как можно больше о том, как это состояние может повлиять на включение в общество и обучение ребенка с аутизмом. В этом ему могут помочь специалисты, литература, родители. Понимание ситуации поможет принять правильное решение для поддержки успешности ученика в классе.
Любая дискуссия об инклюзивном обучении обязательно учитывает проблемы «доступности» школ, и мы сразу представляем, доступен или недоступен физически вход в школу, туалеты, классные комнаты и тому подобное. Однако фактически «доступность» касается более широкого круга вопросов, таких как доступность методических материалов, учебников, применение технических средств для учащихся с различными образовательными потребностями, планирование учебного процесса, организация досуга, наличие приспособленного школьного автобуса и тому подобное.
Говоря о доступности, мы обычно рассматриваем три ее составляющие: архитектура, транспорт и информация, которые тесно связаны между собой, и об этом необходимо помнить при внедрении инклюзивного обучения.
Дети с особыми образовательными потребностями не смогут воспользоваться своим правом на образование, которое задекларировано государством, если к нему нет «доступа». Так, отсутствие «доступного» школьного автобуса может препятствовать ученикам с нарушением опорно-двигательного аппарата добираться до места обучения. Не использование компьютерных и вспомогательных технологий в различных учебных ситуациях создает новые барьеры для учащихся с сенсорными нарушениями.
В широком смысле доступность учебного процесса - это устранение существующих барьеров, которые мешают ребенку с особыми потребностями пользоваться своим правом на образование. Поэтому оценка доступности требует комплексного и универсального подхода.
От того, будут ли наши школы архитектурно доступными, будет зависеть и то, сколько студентов с инвалидностью в будущем смогут учиться в профтехучилищах и высших учебных заведениях. То есть, архитектурная доступность школ важна для значительно большего числа людей, чем только для школьников с инвалидностью.
Архитектурно доступная школа это:
- Обеспечение равных возможностей в реализации права на образование для всех детей.
- Учет потребностей всех пользователей: детей, учителей, специалистов, родителей.
- Поддержка политики, которая способствует внедрению инклюзивного обучения.
- Безопасная среда для всех детей и взрослых.
- Улучшение функциональности объекта для всего общества.
Независимо от масштаба - будь то «мелкие» работы, реконструкция или строительство новой школы - проект по созданию архитектурно доступной школы должен включать в себя следующее:
Распределение обязанностей и ответственности. Обязанности должны быть четко распределены изначально. Определено, кто несет общую юридическую ответственность, кто утверждает расходы, и кто имеет право давать рекомендации по разработке проекта обеспечения архитектурной доступности.
Исходное исследование. Проведение аудита доступности и определение, что именно нужно для создания архитектурной доступности, учитывая:
- существующие и будущие потребности детей с особыми потребностями и взрослых;
- результаты консультаций со специалистами по обеспечению архитектурной доступности;
- вопрос включения реконструкции школы к бюджетному финансированию;
- вопрос о необходимости поиска дополнительных (донорских) средств.
Проведение консультаций. Стратегические потребности, цели, стоимость бюджетов и т.п. определяются путем проведения консультаций, например, с лицом, ответственным за образование.
Создание команды. Директор школы создает команду: определяет ответственного работника от школы, приглашает архитектора, специалиста по вопросам инвалидности (архитектурной доступности), представителей пожарной безопасности, здравоохранения, представителей родительского комитета (при необходимости) для согласования и последующей реализации проекта по обеспечению архитектурной доступности школы.
Обеспечение достаточного финансирования. Обеспечение достаточного финансирования и ресурсов особенно важно для того, чтобы потребности всех детей были учтены и были достигнуты высокие практические результаты. Возможно, придется совмещать финансирование из разных источников или бюджетов, поэтому важно изначально сделать правильные расчеты и заложить все расходы.
Внедрение. Координация действий и усилий всей команды. Согласование сроков выполнения проекта. Прозрачность и открытость действий. Контроль выполнениям проекта со стороны директора школы.
Перед тем, как начать внедрение архитектурной доступности в школе, необходимо:
Воспринимать это - быть осведомленным в вопросах инвалидности, инклюзивного обучения, существующих государственно-строительных норм, основных принципов доступности и универсального дизайна.
Понимать - что означает архитектурная доступность школ и для чего это нужно, а главное - как использовать принципы доступности и универсального дизайна.
Использовать это - чтобы каждый ребенок и взрослый человек могли добраться до школьного помещения (класса) и взаимодействовать с окружающими. Например, дети, которые пользуются инвалидной коляской, должны не только иметь доступ к классам, но и свободно чувствовать себя за партой, на школьной площадке, в столовой и т.д.
Вопрос архитектурной доступности учебного заведения является составляющей процесса инклюзивного обучения и, конечно, финансовых ресурсов. Безусловно, у каждого общества, как и у нас, есть выбор вложить финансовые и человеческие ресурсы в систему образования детей с инвалидностью сегодня или сделать это со временем. Но рассматривая общество как целостную систему, следует учесть, сколько теряет наше государство, если оно не обеспечивает образование всем детям.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)