Волонтерство: влияние на учебно-воспитательный процесс
Волонтерство - сфера, которая не терпит абстрактности. Очень часто именно волонтерская деятельность является индикатором существования школы в обществе. От школы наши граждане ожидают не только предоставления качественных образовательных услуг (эта сфера интересует преимущественно родителей учеников), а гораздо больше - организации концертов, культурных и спортивных событий, экологических акций, поддержки пожилых людей и тому подобное.
Именно благодаря волонтерским акциям общество узнает о школе. Очевидно, каждый, кто инициирует волонтерские акции и проводит их, должен знать, как работать эффективнее и как с помощью волонтерства повышать качество учебно-воспитательного процесса и свой авторитет в частности.
Координатор общественно-активной школы или любой другой, кто хочет оценить состояние волонтерской деятельности школы, обязательно ставит перед собой минимум три закономерных вопроса:
- Как оценить качество волонтерской деятельности школы?
- Что можно сделать, чтобы усовершенствовать выявленные слабые звенья в этой сфере?
- Как использовать те сильные стороны, которые имеет школа?
Стоит отметить, что специфика самооценки общественно активных школ несколько отличается от сложившейся практики в Европе. И не только отведенным временем (у нас это один день), но и процедурой. Неоспоримые преимущества - а именно возможность участвовать в самооценке без специальных предварительных обучений всем желающим, заинтересованным проблемой, доступность и простота процедуры и взаимное доверие участников самооценки - предусматривают и определенные риски, а именно недостаточная доказанность и большая субъективность высказываний участников самооценки. Эти две крупнейших огрехи адекватного оценивания могут стать и поводом для конфликтов в организации, а то и источником недоразумений при следующей самооценке в случае, если состав участников будет другим.
Как определить качество волонтерской деятельности школы?
Волонтерство - та сфера деятельности, которая больше всего нуждается в доказуемости. С одной стороны, для всех, кто хочет оценить деятельность общественно-активной школы, это облегчает работу, поскольку посчитать количество волонтеров и количество волонтерских акций, тем самым оценив их, значительно легче, чем оценить развитие общества или школьную культуру. Но, с другой стороны, ситуация осложняется тем, что представление о волонтерстве у нас ограничивается только благотворительными акциями, толоками, и очень редко нас хватает на подготовительную работу, мониторинг деятельности и тому подобное. А это тоже важное звено эффективной волонтерской работы.
Независимо от того, является ли школа формально общественно-активной или нет, стоит попробовать провести самооценку. Для этого, в начале, необходимо рассмотреть конкретную сферу деятельности, воспользовавшись одним стандартом.
Что можно сделать, чтобы усовершенствовать слабые звенья волонтерской работы?
Даже если школа - активный волонтер общества, непременно найдутся те сферы, которые требуют усиления и дополнительных ресурсных затрат, и к этому надо быть готовым. Из опыта самооценки по стандарту «волонтерство» в среде общественно-активных школ следует, что слабыми звеньями волонтерской работы в интересах общества являются:
- низкий уровень подготовленности волонтеров к деятельности;
- небольшая возможность выбора тех видов волонтерской деятельности, в которых хотели бы работать ученики;
- отсутствие действенной сети волонтеров;
- проявление инициативы относительно волонтерской деятельности руководством, а не учениками.
Выявление в результате самооценки слабой подготовленности волонтеров направляет руководителей проводить обязательные короткие инструктажи или длительные тренинги перед акциями. Готовность волонтера к действию свидетельствует не только о зове его сердца (хотя это самое важное), но и об обеспечении знаниями, необходимыми техническими средствами, психической готовности. Не стоит проводить акцию или спортивный турнир без соответствующего подготовительного этапа. Важными являются также инструктажи при проведении социальных и экологических акций. Статистика свидетельствует, что такие акции часто проходят без специальных учебных занятий - тренингов или бесед по основам безопасности, психологии и др. Отсюда и неоправданные риски для учеников и учителей, которые отвечают за сохранение здоровья ребенка во время акции.
Небольшая возможность или даже отсутствие выбора у школьников «своего» вида волонтерской деятельности, на практике выглядит как 100-процентное участие «всех во всем», что грозит снижением мотивации к действиям настоящих волонтеров. Ведь каждый хотел бы прилагать усилия к той сфере, которая близка его сердцу: кто-то трижды в месяц охотно помогал бы пожилым людям или больным, кто-то организовывал бы экологические акции, а другие охотно проводили бы культурно-просветительскую деятельность в интересах общества. Для того чтобы фиксировать участие в волонтерских акциях именно в таких условиях разнообразия и добровольности, очень пригодился бы билет волонтера или дневник волонтера (в случае 100-процентно принудительного участия он не нужен), а затем, после окончания школы, и сертификат волонтерской деятельности.
Формирование действенной сети волонтеров начинается с составления базы данных партнеров по волонтерству с четким обозначением, какую пользу они могут принести школе и как можно помочь им.
Еще важнее - скоординировать совместную деятельность, закрепив ее в стратегических документах, а также в ежегодном плане волонтерских мероприятий (если таковой имеется) или в календарном плане воспитательных мероприятий школы.
Самооценка с помощью четких таблиц обнажила еще одно слабое звено школьного волонтерства: чаще всего инициатива проведения акции принадлежит руководству, а не ученикам. Не вдаваясь в толкование причин этого явления, необходимо сосредоточиться на вопросе «что делать?», Чтобы хотя бы сбалансировать инициативу учащихся и взрослых. Частично стимулом учащейся инициированности могла бы стать возможность школьника выбирать акцию, в которой ему интересно участвовать. Дополнительный толчок ученическим инициативам должно дать четкое закрепление за ученическим самоуправлением обязанностей по выявлению ожиданий общества в вопросах волонтерской помощи, разработка и реализация волонтерских проектов или создание в школе отдельного координационного волонтерского центра.
Как использовать те сильные стороны, которые имеет школа?
Вследствие самооценки обязательно окажется, что школа имеет свои сильные стороны - те достижения, которые могут стать ее визитной карточкой в обществе.
Не стоит забывать о распространении школьных достижений в сфере волонтерства, прежде всего, среди активной молодежи, которую больше всего вдохновляют успехи, среди родителей и общества, в педагогических кругах и тому подобное.
Воспитание волонтерства в школе - сложный воспитательный процесс, который дает крупные плоды для ребенка, школы и общества, но также содержит определенные трудности и риски для учителя и руководителя школы.
С осознанием этих трудностей приходит и понимание того, что многие из нас сталкиваются с такими же проблемами и успешно их преодолевают, а еще зреет моральная готовность к инициированию и поддержке волонтерских акций.
Среди серьезных проблем, которые возникают на пути к развитию школьного волонтерства, ученики и учителя называют следующие:
- Пассивность граждан.
- Устойчивость стереотипа, что за все отвечает государство.
- Непонимание со стороны родителей учебно-воспитательной роли волонтерской акции.
- Отсутствие поддержки со стороны государства волонтерским инициативам.
- Отсутствие четкой законодательной базы, которая бы стимулировала развитие волонтерства.
Все, кто хоть раз организовывал волонтерскую акцию в обществе, признают, что общественная пассивность - большая проблема современного общества. Такое положение дел имеет свое объяснение именно в сегодняшних реалиях. Общественные толоки для прокладки дороги, восстановления сожженной школы или постройки дома для односельчанина - обычное явление для русского быта еще середины ХХ века, где от деда-прадеда бытовало мнение, что общественное - это общее, нужное всем, и если сегодня помогу я, завтра в беде не оставят меня. Известная народная пословица «моя хата с краю», собственно, и характеризует маргинальность общественной пассивности русского сознания и негативное отношение к этому явлению. Разрастание потребительского общества, подкрепленное плохим примером нынешней «элиты», сделало свое дело: сегодня все большее количество людей избегает волонтерских акций, видя в них трату собственного времени, которое можно потратить на заработок денег или на отдых.
Пассивность в волонтерских акциях тесно связана с устойчивым стереотипом, что «я ничего не смогу изменить, обо всем должен позаботиться кто-то другой, например, государство». Такое мышление уходит своими корнями к советской эпохе, и хотя она прошла, оно удобно закрепилось в наших мозгах, потому оправдывает бездейственность и лень.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)