Примеры вспомогательных технических средств
Ниже кратко описаны некоторые вспомогательные технические средства, которые пока используются в школах.
· Переключатели. Переключатели бывают разного размера. Их применяют для активации записанных сообщений, игрушек, устройств и т.п., которыми можно управлять переключателем типа «включить-выключить». Также, было разработано специальное программное обеспечение, которое позволяет навигацию между компьютерными программами только с помощью такого двухпозиционного переключателя. Сфера применения этой технологии почти безгранична.
· Альтернативные устройства для ввода данных. Сейчас существует широкий выбор альтернативных устройств в дополнение к обычной клавиатуре, в том числе: джойстики, адаптированные клавиатуры, трекболы (шаровые манипуляторы), сенсорные панели, электронные устройства указания, системы управления без использования рук (путем вдыхания и выдыхание воздуха) и другие устройства указания, которые крепятся к голове пользователя. К некоторым адаптированным клавиатурам в комплекте также добавляются накладные клавишные панели, позволяющие изменять маркировки расположение кнопок; имеют кнопки большого размера; или воплощают специальные дизайнерские решения для работы в различных эргономических условиях.
· Принтеры и дисплеи системы Брайля. Эти устройства позволяют выводить из памяти компьютера брайлевский рельефно-точечный текст. Брайлевский дисплей помогает читать текст с экрана с помощью тактильного восприятия.
· Программы распознавания речи (голосовой ввод текста). Благодаря значительному высокому уровню точности этой технологии, ученик может вводить текст или работать с компьютером, произнося команды в микрофон.
Оценивая потребность в закупке того или иного вспомогательного устройства, сначала стоит убедиться в том, что новое оборудование или компьютер не будет дублировать функции уже имеющихся ресурсов. Например, хотя программа Microsoft Word далека от образца универсальной доступности, однако этот текстовый редактор очень распространен и содержит ряд полезных характеристик. Одной из них является функция «Диссертация», которая помогает уменьшать большие части текста в короткие и более значимые фрагменты. Другая функция программы - чтение документов вслух с высокой степенью точности. Подобные характеристики помогают учителям и ученикам существенно сэкономить время и усилия без дополнительных финансовых затрат. Кроме того, было бы неправильно считать, что адаптивные устройства адресованы исключительно тем ученикам, которые сталкиваются с трудностями. Ведь общий смысл адаптивных технологий заключается в том, что ими могут пользоваться все дети и только выигрывать от этого. Также, они имеют широкую сферу применения, как в школе, так и за ее пределами, а к потенциальным пользователям принадлежат учителя и ученики. В частности, некоторые части этой книги были написаны с помощью голосового ввода текста. Ее разработали для людей, которым обычная клавиатура недоступна. Однако в нашем случае применение этой программы объяснялось не необходимостью, а удобством и личными предпочтениями. Технологии быстро меняются, и мы являемся свидетелями их стремительного развития. Новые более совершенные модели появляются столь часто, что любая книга с описанием недавних достижений почти устаревает еще до своей публикации. Поэтому мы не беремся подробно осветить эту тему и по информации о последних разработках в области вспомогательных технологий рекомендуем обращаться в один из лучших источников - все более вездесущего Интернета.
Методы обучения.
В разделе 8 речь идет об учебных подходах с конструктивистской педагогики, основанные на принципе сотрудничества с учащимися. В то же время, в процессе научных исследований несколько других более общих методов подтвердили свою эффективность для работы с разнообразным ученическим коллективом и с широким диапазоном индивидуальных потребностей. Эти научно обоснованные инклюзивные учебные методики коротко перечислены во вставке 7.5. Список остается актуальным для современной школы и ни в коем случае не является исчерпывающим.
Вставка 7.5. Инклюзивные методы обучения, ориентированные на учителя.
· Используйте моделирования, подробные объяснения и обеспечивайте много практики.
· Дополнительно шаг за шагом демонстрируйте применения нужного умения.
· Перед изучением темы объясняйте новую лексику и понятия в конкретных примерах.
· Используйте ролевые игры и игровое моделирование.
· Более умело обращаться с учениками: дифференцируйте количество учебных задач для ученика в зависимости от способности их выполнить, создавайте возможности для управляемой практики и часто предоставляйте обратная связь.
· Используйте различные способы обратной связи (бонусы, сертификаты, другие системы вознаграждения).
· Чаще хвалите учеников и старайтесь быть конкретными в своей похвале.
· Используйте методики кооперативного обучения и обучения в паре с партнером.
· Используйте различные формы - не полагайтесь на пассивное слушание. Учитывайте разные предпочтения учащихся по организации учебной деятельности, в том числе на основе визуального, кинестетического восприятия и т.д.
· Варьируйте темп обучения: давайте больше времени для устного ответа, при необходимости; сократите инструкции и повторите ключевые пункты.
· Дифференцируйте количество времени на выполнение поставленной задачи в соответствии с индивидуальными потребностями.
· Ставьте больше вопросов и дифференцируйте уровень их сложности для разных учеников.
· Предоставляйте подсказки или опоры (метод поддерживающего действия) для облегчения ответа.
· Используйте различные форматы ответов учащихся (словами, не полагайтесь только на письменные работы, а дайте ученикам возможность продемонстрировать полученные знания с помощью диаграммы, аудиозаписи, путем создания постеров, моделей, видеороликов и т.п.).
· При проведении уроков учитывайте личные интересы и особые таланты.
· Интегрируйте деятельность по формированию социальных навыков, жизненных навыков и прикладных академических знаний в курикулуме для всех учащихся.
· Старайтесь как можно шире вводить элементы метакогнитивных познаний и выработки стратегий решения проблем (например: «Что поможет мне в этой ситуации?» или «Как иначе можно решить эту проблему? ») для всех учащихся.
· По возможности, интегрируйте стратегии регулирования собственной деятельности (самомониторинг, самоисправления, самоподкрепление).
· В процессе оценки используйте критериально-соотнесеные задачи и задачи, предусматривающие оценку их выполнения (презентации портфолио, демонстрации, выставочные модели тому подобное).
· Интегрируйте в методику обучения элементы прямого наблюдения и оценки.
После ознакомления с рекомендациями вставки 7.5 может сложиться впечатление, что предложенные методики мало отличаются от повседневной практики эффективного учителя, независимо от того, работает он в инклюзивном классе или нет. И это совершенно правильный вывод. Набор навыков успешного учителя инклюзивного класса преимущественно совпадает с нашим представлением об эффективной педагогической деятельности в целом. Следовательно, предположение, что для обучения разнообразного ученического коллектива существуют какие-то существенно отличные и гораздо более действенные стратегии, в значительной степени является ошибочным. Для хорошего инклюзивного учителя всегда характерна любовь к своему делу, а также умение отвечать на потребности всех детей в классе и учитывать их на подготовительном этапе - при планировании учебного процесса.
Ожидаемые результаты обучения.
Когда речь идет о требованиях к уровню знаний, умений и навыков, следует помнить, что в этом аспекте дифференциация имеет большое значение. Всем ученикам необходимо обеспечивать доступ к таким же видам деятельности и задачам, однако уровень ожиданий по достижению ими тех или иных учебных результатов и меры достижения этих результатов можно варьировать индивидуально для каждого ученика. Обычно, для этого лучше использовать задания открытого типа, где возможны разные ответы. Некоторые замечания по корректировке ожидаемых результатов обучения располагаются во вставке 7.6.
Вставка 7.6. Соображения относительно ожидаемых результатов обучения.
· Могут ли все ученики выполнить одну и ту же учебную деятельность и достичь одинаковых результатов?
· Могут ли все ученики выполнить одну и ту же учебную деятельность, но достигать ожидаемых результатов на различных уровнях в пределах одной программы (курикулума)?
· Могут ли все ученики выполнить одну и ту же учебную деятельность, но достигать ожидаемых результатов по различным программам (курикулумам)?
Третий вопрос вставки 7.6 заставляет нас отойти от идеала универсального дизайна для обучения. К такому варианту следует прибегать в последнюю очередь, однако, при некоторых обстоятельствах, он единственный из возможных и поэтому достаточно распространен на практике. Рассмотрим пример его применения на уроке естествознания (тема «Цветы»). Большинство учеников имеют сравнить устройство различных видов цветов. Некоторый ученик также участвует в этой деятельности, однако его ожидаемый результат скорее касается базовых задач курикулума: ребенок должен научиться называть цвет цветов, которые сейчас изучают его сверстники. Таким образом, ученик с особыми потребностями и остальные приобщаются к той самой учебной деятельности, но требования к ним разные. Очевидно, что первый пункт вставки 7.6 по выполнению учащимися тех самих учебных задач и достижения одинаковых результатов больше всего согласуется с основной идеей универсального дизайна. В следующем вопросе речь идет об организации работы учеников над теми же учебными задачами, однако, с акцентом на разноуровневые требования в пределах одной программы (курикулума). Поэтому по своей сути он ближе к дифференцированному обучению. Например, учитель демонстрирует рисунок и просит учеников составить короткий рассказ к нему. Некоторые дети готовят произведение на одну страницу, тогда как их товарищ должен только написать два предложения. Фактически, весь класс работает над одной задачей по программе - «написание комментариев к рисунку », но решается она на разных уровнях, с разными требованиями и критериями оценки успеха. Здесь уместно было бы описать ряд методик, которые помогут вам анализировать и интерпретировать местный курикулум, чтобы привести его в соответствие с тремя принципами универсального дизайна для обучения. Однако такое описание представляется излишним, поскольку сейчас уже существует замечательный методический ресурс. Интерактивный по форме и исчерпывающий по изложению, он содержит больше советов и рекомендаций, чем способна охватить эта книга. Поэтому, не желая изобретать и так совершенный велосипед, предлагаем обратиться в Центр прикладных специальных технологий.
Адаптации и модификации курикулума.
Как уже отмечалось в этом разделе, предпочтение следует отдавать универсальному дизайну для обучения. В то же время, при определенных обстоятельствах применение этого подхода невозможно, например через директивный и негибкий характер местного официального курикулума. Концепцией универсального дизайна для обучения предусмотрено, что учитель интерпретирует курикулум с тем, чтобы обеспечивать потребности каждого ребенка без дальнейших модификаций. И в некоторых случаях педагоги не имеют такой свободы действий и вынуждены придерживаться подхода, который определяют органы в области образования. Обычно, в таких образовательных системах на учителей возлагают обязательства или поощряют их адаптировать и модифицировать курикулум только для тех учеников, которые в этом нуждаются. В других странах допускается определенная интерпретация курикулума, насколько того требуют принципы универсального дизайна, но иногда сами учителя сомневаются в целесообразности такого пути. Они считают, что вместо расширения учебного содержания и методики для всего класса, для учеников гораздо полезнее будет адаптация и модификация курикулума в индивидуальном порядке. Поэтому предлагаем рассмотреть, по нашему мнению, менее желаемую, но прагматичную альтернативу концепции универсального дизайна для обучения. Иными словами, речь идет об адаптации и модификации курикулума, которые позволяют устанавливать связи между ним и индивидуализированной программой отдельного ребенка. При этом некоторые из описанных ниже методик также адресованы последователям универсального дизайна. Поэтому мы убеждены, что этот материал будет важным для всех читателей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)