Планирование процесса оценки для дальнейшего дифференцированного обучения
Зачем оценивать?
· Чтобы определить следующие шаги улучшения обучения учащихся.
· Чтобы разработать индивидуальный учебный план и проинформировать родителей о достижениях ученика в соответствии с поставленными целями
Что оценивать?
· Успешность и учебные потребности каждого ученика в поставленных в учебной программе целях.
· В каком объеме учащиеся могут применять ключевые понятия, умения и навыки.
Какими методами?
· Ряд методов, оценивающих мышление и умение учащихся.
· Ряд методов, которые оценивают и результат, и процесс обеспечения качества.
Использование информации.
· Точность и постоянство наблюдений и интерпретации обучения учащихся;
· Четкие и детальные ожидания от обучения;
· Точные и подробные записи для описательной обратной связи каждому ученику.
Дифференцировать преподавание, постоянно проверяя, как результаты ученика соответствуют целям учебной программы
Адаптации и модификации.
В дифференцированном преподавании используются:
· Адаптации содержания, процесса и продукта учебной деятельности;
· Варьирования требований по выполнению задач учащимися на отдельном уроке или в течение изучения темы (объем, уровень сложности, время и способ выполнения, форма и способ демонстрации выполненного т.п.);
· Широкий спектр форм и методов учебной деятельности.
Дифференцированное преподавание реализуется через:
а) сосредоточение на главных знаниях (понятиях), умениях и навыках в каждой учебной дисциплине;
б) учета индивидуальных различий учащихся;
в) взаимосвязь оценки и преподавания;
г) постоянную адаптацию, модификацию содержания, процесса (форм и методов) и продуктов учебной деятельности.
В практике дифференцированного обучения чрезвычайно важно умение педагога применить адаптации и модификации для учащихся с особыми образовательными потребностями. Ученики, выделенные учителем в отдельную группу (на этапе анализа индивидуальных особенностей), тех, которые имеют определенные трудности в усвоении содержания учебной программы, требуют дополнительных аккомодационных модификаций. Прежде всего, важно выяснить, способен ли ученик усваивать понятия учебной программы или его трудности связаны с другими аспектами учебной деятельности, например, он плохо читает или пишет. Часто такие аккомодации являются необходимым условием успешного обучения детей с особыми потребностями. К модификациям относятся: изменение продолжительности периода обучения, изменение учебной среды, ресурсов, материалов, формы изложения задач, оценивание с учетом особенностей учащихся. Ниже приведены несколько примеров адаптаций и модификаций.
Материалов и ресурсов:
· Использование ресурсов другого уровня сложности (параллельно с традиционными).
· Использование печатных и других материалов, например фильмов, видео и аудиозаписей, сценок-зарисовок.
· Использование ресурсов, созданных учителем и учениками.
· Использование ресурсов общества.
· Использование альтернативных учебных материалов, например диктовка текста для записи другим лицом, запись на диктофон, рисование картин, увеличенные или уменьшенные материалы, компьютер, калькулятор, материалы для манипулирования, прозрачные накладки для работы с учебником.
· Использование адаптационных устройств, например, держатель для мела, адаптированные ножницы, карандаши увеличенного размера, маркеры, ручки с возможностью стирания написанного, угловой дырокол, функция проверки орфографии в текстовом редакторе.
· Использование указателей строк на листе бумаги, отдельных клеток на бумаге, миллиметровой или бумаги с рельефными строчками.
· Подготовка карточек с «окошками», чтобы демонстрировать только одно слово или одну строку зараз.
· Отвод большего пространства на листе для написания ответа; обозначение объяснений и ключевых слов маркером или другим цветом; уменьшение объема информации на одной странице.
· Адаптация материала учебника путем обозначения определенного текста разными цветами, например зеленый - новая лексика, розовый - определение, желтый - факты, имена, даты и тематические предложения, которые определенным образом обобщают весь материал.
· Обеспечение кабинок для занятий, чтобы уменьшить влияние отвлекающих факторов.
· Внедрение системы помощи по принципу «равный - равному», когда другой ученик помогает товарищу организовать свое рабочее место и подготовить необходимые материалы к уроку.
-Ведение конспекта под копирку, чтобы избежать переписывания.
Форм и методов преподавания:
· Привлечение ровесников для оказания помощи, волонтеров; проведение урока двумя или более учителями.
· Предоставление информации и задач на раздаточных материалах, чтобы меньше времени тратить на переписывание.
· Предоставление материала в меньшем объеме (при необходимости); уменьшение количества математических примеров / задач на одной странице; сокращение задач; предварительное использования графических организаторов, которые помогут направлять внимание ученика в процессе чтения.
· Использование сигнальных жестов.
· Повторение задач, объяснений и представление их в разной форме: устной, письменной или в аудиозаписи.
· Выделение маркером ключевых мыслей в тексте учебника.
· Использование рисунков и конкретных материалов.
Задачи и оценки:
-Возможность выполнить задание в произвольном формате по собственному выбору ученика. Например, ученики могут представить отчет по-разному: подготовить радиопередачу, составить письмо-характеристику, предложить свой вариант завершения рассказа, представить критический отзыв, создать модель, кроссворд, диафильм, короткую сценку, визуальную временную шкалу.
· Дать ученикам дополнительное время для подготовки письменных заданий.
· Дать возможность отвечать на вопросы экзамена устно.
· Разрешить отвечать на меньшее количество вопросов.
· Разрешить привлекать другое лицо-писца.
· Давать контрольные для выполнения дома.
· Поручить другому ученику или помощнику делать нужные записи вместо ребенка.
Планирование адаптации и модификации помогает учителю заранее определить, какими материалами ученикам нужно пользоваться, как лучше построить урок: например, на основе индивидуальной, групповой или фронтальной работы, в каком виде ученики должны отвечать на задания; дать краткий письменный ответ, подобрать типы упражнений и виды деятельности, продумать ожидаемые результаты их выполнения. Важно помнить, что внедряя адаптации и модификации, учитель создает условия для привлечения детей к работе над темой урока и помогает им работать над задачами. Когда возникает потребность в адаптации и модификации для учащихся с особыми потребностями, учителю следует не просто определить целесообразные их виды для отдельных детей, но и рационально распределить свое время и силы.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Раскройте сущность понятия дифференцированное преподавание.
2. Обоснуйте важность дифференцированного обучения в классе, где учатся дети с разными уровнями способностей.
3. Охарактеризуйте особенности подхода к содержанию, процессу и конечному результату (продукта) обучения при дифференцированном преподавании.
4. Дайте краткую характеристику оценке для обучения.
5. Как взаимосвязаны оценки и дифференцированное преподавание?
6. Что такое адаптация и модификация? Приведите примеры.
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: дифференцированное преподавание, дифференциация содержания, процесса и продукта (результата); оценивание для обучения, адаптация, модификация.
Устное практическое задание.
1. Раскройте сущность дифференцированного обучения и охарактеризуйте основные факторы, обеспечивающие такую практику.
2. Раскройте сущность процесса оценки для планирования дифференцированного обучения.
Устное практическое задание.
1. Как используется оценка для определения различных учебных потребностей учащихся?
2. Как организовать дифференцированное преподавание, опираясь на результаты оценки для обучения?
Упражнение.
1. Три группы должны охарактеризовать особенности дифференциации содержания, процесса и продукта (конечного результата) обучения. После выполнения задания каждая группа представляет свои тезисы. По завершении - обсуждение.
2. Работая в парах, проверьте понимание особенностей использования аккомодационных модификаций при планировании урока (материалы, ресурсы, формы, методы преподавания, уровни задач, оценки и т.д.).
Вопросы для устного опроса.
1. Какова роль учителя в дифференцированном преподавании?
2. Какие преимущества дифференцированного обучения для учащихся с нарушениями психофизического развития и школьников с типичным развитием?
Задача для письменного самостоятельного выполнения.
1. Подготовьте конспект урока по дифференцированному обучению и оценке, используя ваш практический опыт.
2. Опишите практику дифференцированного обучения (по своему опыту).
3. Какие изменения произойдут:
а) на уровне содержания;
б) на уровне процесса;
в) на уровне продукта (результата) обучения одного ребенка?
Темы для докладов и авторефератов.
1. Дифференцированное преподавание в классе, где учатся дети с разным уровнем способностей.
2. Оценка как процесс для дальнейшего дифференцированного преподавания с учетом потребностей всех учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)