Феномен одаренности в контексте инновационных взглядов на инклюзивное образование
Экономическое, социальное, культурное развитие государства напрямую связано с обучением и воспитанием учащейся молодежи, с обеспечением всех условий для ее интеллектуального и творческого роста. Страна должна быть нацелена на воспитание собственных высококвалифицированных специалистов, а не привлечение их из-за границы.
Сегодня для создания перспектив дальнейшего развития государства одной из первоочередных и неотложных проблем является обеспечение достойных условий обучения, развития способностей и создания условий для самореализации интеллектуально одаренной молодежи, которая будет определять возможности и перспективы государства в будущем.
Сложность и междисциплинарный статус проблемы одаренности требует ее всестороннего исследования на разных уровнях методологии науки: философском, общенаучном, конкретно-научном, уровне практической деятельности. Поэтому необходимо рассмотреть феномен одаренности в контексте инновационных взглядов на инклюзивное образование талантливой молодежи, а также рассмотреть философско-педагогический аспект одаренности как феномен.
По пунктам философской методологии можно рассматривать человека как целостное единство природного и общественного, объективного и субъективного, внутреннего и духовного, в которой все определенные стороны взаимодействия выступают как необходимые моменты. Несмотря на это, процесс формирования личности должен происходить целостно. Поэтому методологического значения приобретают такие принципы, как единство исторического и индивидуального (личностного) развития, общего и особенного, природного и социального. Важным также считается понимание философских категорий возможности и действительности, поскольку природные задатки личности к выполнению определенного вида деятельности возникают как потенциальные возможности личности, которые развиваются и реализуются в действительности при определенных условиях. Развитие определенных задатков и способностей поощряет к жизни, стимулирует развитие способностей нового уровня, позволяющего личности продолжать свое развитие к безграничному уровню.
В течение длительного времени философов волновал вопрос природы феномена одаренности. В давние времена никаких других объяснений, кроме «божественного озарения», не существовало. В то же время понятие «одаренность» до XIX века не употреблялось. Широко употреблялось слово «гений». В древнеримской мифологии гением называли хорошего Духа, который формирует характер человека и предохраняет его в течение жизни.
Взгляды представителей античной философии можно разделить на два направления. Первые (Платон, Посидоний, Сенека, Плотин) отрицали существование свободы. Они верили в предопределенность развития человека, существование судьбы, детерминированность человеческих проявлений. Для Платона, например, источником творчества была одержимость, которая возникает от высших сил и неподвластна никакому воздействию со стороны человека. Так же невозможно и развитие одаренности. Более того, Платон считал, что развитие может превратить творчество в ремесло. Представители второго лагеря (Гераклит, Эпикур, Аристотель) отмечали активность воли человека, которая проявляется в способности управлять своими талантами. Гераклит считал, что все люди имеют способность к истинному познанию, но пользуется этой способностью меньшинство. Человек, по выражению Аристотеля, сам решает, на что направлять свою деятельность.
В эпоху классицизма имеет место более активное обсуждение божественной и земной природы происхождения художественных талантов.
В связи с тем, что И. Кант и А. Шопенгауэр талант связывали именно со способностью к познанию, их можно считать родоначальниками когнитивного направления в изучении одаренности. Главное свойство гения не только совершенствование старого, но и порождение нового.
Философы называют талантом высокий уровень одаренности человека к определенному виду творчества (деятельности). Талант характеризуется способностью к творческим достижениям, которые остаются в пределах сферы, открытой гением.
Широкое использование в научной литературе термина «одаренность» связано с периодом утверждения педагогики, а затем и психологии в качестве самостоятельных наук. Корнем слова «одаренность» является «дар», так как и в русском, и в английском языках это понятие имеет однозначную трактовку - подарок. Этим будто подчеркивают, что человек обладает чем-то таким, что он не заслужил, не заработал, а что ему подарено от рождения.
Среди психологов бытует два противоположных мнения. По социальной концепции определяется, что все дети от рождения наделены одинаковыми способностями, а их дальнейшее развитие зависит от среды. Сторонники другой теории утверждают, что одаренность это наследственное редкое явление.
Современный этап разработки проблемы одаренности характеризуется созданием, так называемых, факторных моделей одаренности, среди которых есть модели как западных, так и отечественных ученых. Среди них наиболее используемой является модель, которая состоит из трех основных компонентов:
- способностей (общих и специальных) на уровне выше среднего;
- креативности личности;
- мотивации (направленности, настойчивости) личности к определенному виду деятельности.
- одаренности изучали и психологи, и педагоги во многих странах. Все они едины во мнении, что таким детям необходимо предоставлять особую поддержку и, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы.
- из первых научных исследований умственного развития детей были осуществлены французскими психологами. Первым результатом этой работы стали тесты для определения уровня умственного развития, которые назывались «Метрическая шкала интеллектуальности».
- педагоги длительное время связывали понятие одаренности с уровнем коэффициента интеллекта «IQ». Однако американский исследователь установил, что в решении сложных проблем успешными становятся не те дети, которые лучше учатся в школе.
- связи с этим возникает вопрос: «Каких детей можно считать одаренными?»
- документом, посвященным работе с одаренной молодежью, стала «Комплексная программа поиска, обучения и воспитания одаренных детей и молодежи. «Творческая одаренность». Программа охватывала различные возрастные этапы развития ребенка от дошкольного возраста до начала профессиональной деятельности и предусматривала реализацию конкретных подпрограмм. Несмотря на название «творческая одаренность» программой было предусмотрено работу с технически одаренной молодежью, поощрение победителей олимпиад, конкурсов научных работ. Программа была несовершенной, но для того времени довольно прогрессивной и необходимой.
- предусмотрено совершенствование учебных заведений, а также разработка и внедрение различных вариативных учебных программ в соответствии с потребностями развития индивидуальных способностей детей. Указом Президента «Дополнительные меры по обеспечению развития образования» была предусмотрена разработка комплексных программ привлечения одаренной учащейся молодежи к научным исследованиям.
Таким образом, одаренный ребенок может реализовать себя в специализированном лицее, гимназии, внешкольных учебных заведениях, но именно инклюзивное образование предусматривает создание всех условий для обучения одаренных детей в общеобразовательных школах. Понятие «инклюзивное образование» в нашей стране в основном рассматривается как обучение детей с физическими недостатками в обычных школах. Но одаренные дети также относятся к гетерогенной группе, которая имеет особые образовательные потребности.
В последнее время ведется активная деятельность по разработке и внедрению авторских программ работы с одаренной молодежью на всех уровнях образовательной системы. Основной акцент в подобных программах сделан на поиск и выявление талантливых учащихся (система тестирования), организации участия молодежи в конкурсах, турнирах, олимпиадах различного уровня, но практически не разработаны мероприятия по социализации детей в коллективе, созданию положительного психологического климата и тому подобное. Пилотное исследование показало, что одаренные дети часто имеют проблемы в отношениях со сверстниками.
В этом контексте учителям в основном советуют не выделять одаренного ребенка за индивидуальные успехи, а поощрить совместные занятия с другими детьми, не уделять много внимания обучению с элементами соревнования, поскольку одаренный ребенок чаще других будет становиться победителем, что может вызвать неприязнь к нему других учеников. Но эти меры не решают проблему, а лишь дают возможность избежать открытых конфликтов.
Присутствие одаренных детей в классе не должно ограничивать учебный процесс, при условии создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе, такие ученики могут стать лидерами в классе и помощниками учителя в организации учебно-воспитательных мероприятий.
Еще одной проблемой инклюзивного образования одаренных учащихся является установление жестких рамок в общеобразовательной школе. Выполняя однотипные задачи, одаренные дети часто теряют интерес к учебе, нарушают дисциплину в классе и т.д. Педагоги заметили, что ученики, которые показывали хорошие результаты в младших классах, в старшей школе не становятся отличниками. Поэтому важно не потерять одаренного ребенка, необходимо:
- обеспечить постоянный рост уровня задач и требований в соответствии с ускоренно растущим уровнем творческих интеллектуальных способностей молодых людей;
- поддерживать их интерес к учебе с помощью индивидуальных творческих задач;
- возможно, в дальнейшем разработать индивидуальную программу обучения;
- привлекать учащихся к проектной деятельности;
- использовать вариативные части учебного плана;
- создать в школе систему спецкурсов и факультативов.
- учителя также зависит, чтобы объем информации и впечатления, которые получает ребенок в процессе жизнедеятельности, возбудил (на психологическом уровне) интерес именно к той области знания или искусства, где юная личность имеет соответствующие способности.
- значимым для нашей страны является формирование нового педагогического видения сущности и организации инклюзивного образования. В отличие от традиционных представлений, которые ограничивают инклюзивное образование только интеграцией детей-инвалидов в культурно-образовательную среду школы, необходимо также сосредоточить внимание на обеспечении оптимальных условий обучения одаренных детей. Для образовательных учреждений страны весьма актуальным является организационно-управленческий аспект проектирования инклюзивной образовательной среды. Государство нуждается в компетентных педагогах и управленцах, способных решать сложные задачи взаимодействия с гетерогенными группами в инклюзивной образовательной среде.
- , для реализации инклюзивного образования одаренной молодежи необходимо осуществить ряд задач:
- определить особенности педагогических условий, эффективно содействовать развитию способностей одаренных учащихся и путей взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
- создать систему целенаправленного выявления, поддержки, развития, обучения и воспитания одаренных детей на диагностической основе;
- внедрить новые образовательные технологии в работе с детьми;
- организовать подготовку педагогических работников школ, внешкольных учреждений к работе с одаренной учащейся молодежью, переориентация на развитие качеств личности у учащихся;
- создать систему стимулирования интеллектуально и творчески одаренной молодежи, педагогических работников;
- обеспечить качественные изменения в содержании образования, модернизацию учебно-воспитательного процесса;
- создать условия, направленные на формирование человека с новым типом мышления, на рост престижа личности учителя;
- определить психологическое и педагогическое содержание учебно-воспитательного процесса для талантливых учеников.
- развития способностей личности не исчерпывается в полной мере указанными аспектами, некоторые из которых являются близкими и взаимосвязанными, но именно разносторонность и целостность рассмотрения проблемы является залогом создания эффективной системы работы с одаренной молодежью.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)