ТЕЗАУРУС
Адаптация - это такая модификация, которая не предусматривает существенных изменений содержания и концептуальной сложности предмета.
Дети с отличными способностями - дети, чей образ и успешность в выполнении задач существенно отличаются от показателей, которые демонстрирует большинство их сверстников.
Дети с особыми образовательными потребностями - понятие, широко охватывает всех учащихся, чьи образовательные потребности выходят за пределы общепринятой нормы. Оно касается детей с нарушениями психофизического развития, в т.ч. детей-инвалидов, одаренных детей, детей из социально уязвимых групп (например, воспитанников детских домов и др.).
Дети с особенностями (нарушениями) психофизического развития - дети, имеющие отклонения от нормального физического или психического развития, обусловленные врожденными или приобретенными расстройствами.
Особые потребности - «... касаются всех детей и молодых людей, чьи потребности зависят от различной физической или умственной недостаточности или трудностей, связанных с обучением. Многие дети испытывают трудности в обучении и, таким образом, имеют специальные образовательные потребности на определенных этапах своего обучение в школе» (Саламанкская Декларация, 1994 г.).
Особые образовательные потребности - «... имеют лица, обучение которых требует дополнительных ресурсов. Дополнительными ресурсами могут быть: персонал (для оказания помощи в процессе обучения); материалы (различные средства обучения, в том числе вспомогательные и коррекционные) финансовые ресурсы (бюджетные ассигнования для получения дополнительных специальных услуг).
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как целостная деятельность, командное взаимодействие (учителей, ассистентов учителя, родителей, психолога, социального педагога, логопеда, медработников и других специалистов), объединяющее следующие взаимосвязанные компоненты:
- систематическое исследование психолого-педагогического статуса ребенка (соответствие тем требованиям, которые ставит перед ребенком школа, особенностям развития школьника), динамики его психического развития в процессе школьного обучения;
- создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения;
- создание специальных социально-психологических условий для предоставления помощи детям, имеющим проблемы в развитии и обучении.
Инклюзия - объединенная образовательная система с предоставлением надлежащего образования всем ученикам. Инклюзия - полное вовлечение детей с отличными способностями во все аспекты школьного образования, которые доступны для других детей.
Инклюзивное обучение (инклюзия - inclusion (англ.) - Привлечение) - предусматривает создание образовательной среды, которая бы отвечала потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития.
Инклюзивное образование- образовательная система, основанная на принципе обеспечения основного права детей на образование и права получать ее по месту обитания, предусматривает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения.
Инклюзивная школа - учебное заведение, которое обеспечивает инклюзивное образование как систему образовательных услуг, в частности: адаптирует учебные программы и планы, физическую среду, методы и формы обучения, использует существующие в общине ресурсы, привлекает родителей, сотрудничает со специалистами для оказания специальных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями детей, создает положительный климат в школьной среде.
Интеграция образовательная - предусматривает предоставление возможности ученикам с нарушением психофизического развития учиться в обычных классах общеобразовательной школы, при этом эти дети должны овладеть программой массовой или специальной школы, им предоставляются устоявшиеся образовательные услуги. Как коллективная форма образовательной интеграции могут функционировать специальные классы (группы), в которых дети с особенностями психофизического развития получают образовательный уровень специальной школы-интерната в соответствии типа или общеобразовательного учреждения.
Куррикулум - учебно-методическое обеспечение инклюзивного образования
Модификация- внесения изменений в содержание и концептуальной сложности предмета, например, анализ сюжета литературного произведения заменить определением основных персонажей и места действия.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)