Оценка с помощью портфолио. Продолжение
В общем портфолио учителя рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника с особенностями психофизического развития в течение определенного периода обучения. Заключение портфолио помогает учителю:
- раскрыть индивидуальные возможности ребенка;
- следить за динамикой учебных достижений ученика за определенный промежуток времени;
- определять эффективность и соответствие индивидуального учебного плана возможностям ребенка, и поэтому корректировать его;
- следить за развитием социализации и формированием личности ученика;
- осуществлять обратную связь между ребенком, родителями, учителем.
В инклюзивном классе хорошо ввести портфолио, которое будет подбирать ученик самостоятельно. Это позволит учителю решить ряд важных коррекционных задач. Так, работа над портфолио поможет максимально раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка. Уже с начала обучения в школьника закладываются основы саморефлексии учебной деятельности, т.е.
ответственности и самостоятельности в обучении, участие в качественной оценке результатов собственного обучения. У ребенка будет формироваться умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Этот фактор, учитывая низкую способность ребенка с особыми образовательными потребностями адекватно оценить свое физическое состояние, интеллектуальные возможности, заметно повышенную или пониженную самооценку по сравнению с нормой, поможет развивать положительные качества личности. Исследователями доказано, что самостоятельная подборка материалов портфолио порождает ситуацию успеха, приводит к повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях; кроме того, она развивает познавательные интересы и готовность к самостоятельному познанию.
Цель ученического портфолио состоит в следующем:
- Формирование у ученика ответственности и самостоятельности к обучению;
- Развитие умения давать качественную оценку результатов собственного обучения и деятельности;
- Развитие умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. Этот фактор, учитывая низкую способность ребенка с особыми образовательными потребностями адекватно оценить свое физическое состояние, интеллектуальные возможности, заметно завышенную или пониженную самооценку по сравнению с нормой, поможет развивать положительные качества личности;
- Формирование познавательных интересов и готовности к самостоятельному познанию;
- Самостоятельная подборка материалов портфолио порождает ситуацию успеха, приводит к повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях.
Подбирать портфолио учащимися можно начинать уже в начальной школе и привлекать к этой работе учащихся всего класса.
Работа над портфолио ребенка с особыми образовательными потребностями или с нормальным развитием требует активной помощи родителей. Учитель должен показать родителям ее полезность. Надо убедить их в том, что совместная систематическая работа над портфолио поможет лучше узнать ребенка, его реальные возможности, а использование материалов портфолио на родительском собрании будет способствовать эффективной обратной связи между родителями и учителем. В первом классе, когда ребенок начинает учиться составлять портфолио, помощь родителей должна быть самой полной. По мере взросления школьника помощь надо минимизировать. С самого начала следует организовать работу так, чтобы ребенок сам прилагала определенных усилий к формированию портфолио. В процессе работы обязательно происходит процесс осмысления собственных достижений, формирование личностного отношения к полученным результатам и осознание собственных возможностей.
Портфолио ученика инклюзивного класса средней школы поможет решать задачи, связанные с переводом так называемой профильной цепочке обучения в старшей школе. Обычно, профориентационная работа в школе проводится психологом с помощью специальных психологических тестов. однако междисциплинарные педагогические тесты для осуществления отбора в профильные классы не разработаны, отсутствует эффективная система тестирования и профориентации. Таким образом всесторонний и объективный мониторинг учебных достижений, который дополняется материалами портфолио, открывает новые возможности аттестации выпускников основной школы и конкурсного отбора для продолжения обучения в высшем образовательном заведении в соответствии с интеллектуальными и психофизическими возможностями учащихся.
Оценка материалов портфолио осуществляется в соответствии с задачами, на которые они направлены, с привлечением количественных и качественных оценок.
ЗАДАЧИ ДЛЯ КОНТРОЛЯ 1. Охарактеризуйте компоненты психологической готовности к школьному обучению.
2. Какие особенности психологической готовности к обучению приводят к трудностям в овладении программными знаниями первоклассниками? 3. Обоснуйте целесообразность применения без балльной оценки для учеников 1 класса.
4. Раскройте сущность контрольно-оценочной деятельности учащихся.
5. Какие факторы у детей с особыми образовательными потребностями влияют на формирование самоконтроля в учебной деятельности? 6. Раскройте сущность технологии портфолио и требования к его заключению.
7. Обоснуйте целесообразность применения учительского учетного портфолио в инклюзивном классе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)