Инструменты и стратегии оценивания
Это удачный вариант формулировки. Во-первых, в нем указан период реализации соответствующей специфической задачи. Во-вторых, изложенная таким образом, она личностно ориентирована: она говорит о том, что должен сделать ученик.
Ниже в примере приведены специфические задачи для одной из целей Джереми.
Пример. Специфические задачи для Джереми Долгосрочная цель:
Джереми усовершенствует свои социальные навыки и уровень социального взаимодействия дома и в обществе.
Период: До конца года.
Задача 1. К концу второго триместра во время разговора Джереми сможет стоять на расстоянии не менее 50 см от собеседника и без напоминания придерживаться этой дистанции 60% времени, когда за ним наблюдает член персонала.
Задача 2. К концу второго триместра Джереми на 60% чаще сможет инициировать положительное социальное взаимодействие с другими детьми во время обеденного и обычного перерыва, когда за ним наблюдает член персонала.
Задача 3. К концу третьего триместра Джереми на 50% чаще сможет проявлять положительную реакцию на инициирование социального взаимодействия с другими людьми, когда за ним наблюдает член персонала.
Задача 4. К концу года Джереми выберет два вида внешкольной деятельности (например, спортивные секции, членство в скаутской организации, кружки по интересам) и по собственному желанию примет участие в 70% мероприятий этих внешкольных организаций.
Заметим, что задачи 2 и 3 относятся к одному приоритетному направлению на примере «Определение специфических задач для Джереми». Принимая во внимание двустороннюю природу социального взаимодействия, члены консультационной- педагогической группы решили, что в ИУП мальчика целесообразно предусмотреть две задачи. Стоит также указать на четкость и точность всех формулировок.
В частности, они содержат количественные (процентные) показатели улучшения или достижения цели в каждой сфере. Процентные значения указывать необязательно, однако следует предусмотреть определенный способ измерения прогресса.
Во многих случаях такой прогресс удобно представлять в числовом выражении - такие данные будут полезными для подготовки отчетности. В ситуации Джереми консультационно- педагогическая группа считает, что 50 или 60-процентное улучшение для него вполне реальным.
Иногда стоит заранее определить термины, используемые в формулировках специфических задач. Так, в случае Джереми, срок «Положительная» употребляется для характеристики ситуаций социального взаимодействия.
Его целесообразно разъяснить, чтобы все члены команды и, прежде всего, сам мальчик, знали, что это значит. Определение подобных терминов подаются в примечаниях в конце перечня задач, например:
«Положительной» называется ситуация социального взаимодействия, участники которой дружески настроены друг к другу, улыбаются друг другу, отвечают на обращения и сами обращаются к собеседнику, придерживаются устоявшихся норм вежливости: то есть приветствуют, говорят «спасибо» и «пожалуйста». В «положительном социальном взаимодействии»
нет места агрессивному физическому контакту, прозвищам, ругани и крикам.
В хорошо сформулированной специфической задаче четко прописано, что необходимо делать для достижения соответствующей долгосрочной цели. Но, давая представление об ожидаемом результате, она предполагает конкретного способа его измерения. Для этого существуют индикаторы достижения.
Индикаторы достижения Индикаторы достижения служат критерием для оценки прогресса в реализации задач. В этой графе ИУП говорится о методиках измерения, описывается уровень выполнения задач, который соответствует требованиям этих методик, и определяется периодичность и способы их применения. В зависимости от контекста, для каждой задачи предполагается один индикатор достижения (или больше).
Сами по себе, они полезны тем, что побуждают консультационно- педагогическую группу продумать стратегию для измерения прогресса ребенка на подготовительном этапе, до начала внедрения индивидуального учебного плана. А после начала насыщенного процесса обучения они помогают учителю не упускать из поля зрения свои главные задачи. Поэтому педагогам нет необходимости разрабатывать методики оценки результатов среди учебного года, когда найти время для этой дополнительной работы очень сложно.
Ведь благодаря предварительно согласованным индикаторам учитель уже вооружен этим инструментом.
Пример. Индикаторы достижения для Джереми Долгосрочная цель Джереми усовершенствует свои социальные навыки и уровень социальной взаимодействия дома и в обществе.
К концу года. Период
Специфическая задача 4 К концу года Джереми выберет два вида внешкольной деятельности (например, спортивные секции, членство в скаутской организации, кружки по интересами) и по собственному желанию примет участие в 70% мероприятий этих организаций.
Индикаторы достижения К концу триместра Джереми вступит в два внешкольных кружка (на собственный выбор). В полученном календарном плане каждого из них Джереми (под присмотром родителей) записывают посещенные мероприятия, или те, где он отсутствовал.
Чтобы реализовать эту поведенческую задачу, Джереми должен посетить 70% занятий каждого кружка. В отдельной тетради Джереми еженедельно делать короткие записи (по 3-4 предложения) о своей деятельности в кружке в течение недели. Эти записи будет использованы как сопроводительная информация в дополнение к данным календарного плана.
Заметим, что для измерения успеха мальчика в реализации этой задачи предполагается использовать несколько методик. Графа индикаторов достижения определяет, какие данные необходимо собирать, кто за это отвечает, а также где и когда. В нашем случае применяется несколько источников, в том числе записи о деятельности в кружках и само-мониторинг.
Инклюзивные и материалы Если вы последовательно прошли каждый из рекомендованных этапов, то к этому времени, вероятно, уже подготовили комплексный набор долгосрочных целей и задач для одного ученика. Далее нужно определить пути реализации каждой задачи в соответствии с принципами инклюзивного обучения. Иными словами, не изымать ученика из коллектива, а дать ему возможность работать над своими долгосрочными целями вместе с ровесниками во время совместной учебной деятельности. В этой графе ИУП определены конкретные методы для достижения определенной цели в процессе обучения. В частности, в ней говорится об условиях обучения, способы объединения в группы, стили преподавания и связи с общим учебным процессом.
График и методы просмотра и мониторинга ИУП Последняя графа индивидуального учебного плана касается его просмотра и мониторинга. Следует отметить, что ИПО является прежде всего рабочим документом, в который консультационно- педагогическая группа может вносить необходимые изменения в любое время. Поскольку ИПО является активным документом, просматривать его следует как можно чаще. Мы советуем проводить эту процедуру по крайней мере раз в триместр, но чем чаще вы это будете делать, то эффективнее будет ИПО. К документу следует заранее подключить ориентировочный график просмотра, однако это не мешает организовывать дополнительные заседания консультационно- педагогической группы, как того требует текущий ход учебного процесса.
Перед каждым плановым совещанием по пересмотру ИПО необходимо собрать данные всех текущих оценок и оформить их для представления членам консультационно- педагогической группы. Если определенные специфические задачи или долгосрочные цели достигнуты раньше ожидаемого срока, группа может заменить их новыми.
Последний вопрос заключается в том, какие изменения нужно вносить в ИПО. В некоторых случаях модификация рассмотренных выше аспектов позволяет ученику успешно реализовывать определенную долгосрочную цель или специфическую задачу.
Однако в других, возможно, придется отказаться от определенной цели или задачи, предпочтя более достижимую цель. Если в течение существенного периода ученик никак не продвинулся в направлении достижения определенной цели или специфической задачи, то дальнейшая работа над ней не только не имеет смысла, но и приведет к противоположному результату. Также, если прогресса в направлении достижения определенной цели не наблюдается, дальнейшее сосредоточение на ней делает обучение скучным и потенциально вредит ученической самооценке.
Основные термины РАЗДЕЛА Индивидуальный учебный план - письменный документ, в котором основное внимание сосредоточено на особенностях обучения определенного ученика в течение определенного периода.
Консультационно- педагогическая группа (команда специалистов) - коллектив ключевых лиц (в том числе и сам ученик), которые принимают участие в процессе разработки индивидуального учебного плана. Они обеспечивают проведение адекватного оценивания и разрабатывают программу для ученика с особыми образовательными потребностями, оказывают поддержку и осуществляют мониторинг ее реализации.
Общая цель (видение) - это короткое сообщение / утверждение в самом начале ИПО, которое дает представление об общей картине будущего ученика, составленное на основе стремлений и надежд всех причастных к его обучению.
Обобщенные результаты оценки - общая характеристика результатов всех оценок, проведенных до заседания консультационно- педагогической группы.
Специфическая задача - задача, согласно которой ученик должен четко продемонстрировать свою способность выполнять определенное действие, что дает основание сделать вывод о достижении цели).
ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И РЕФЛЕКСИИ
6.1. Какие положительные и отрицательные аспекты можно выделить в практике применения индивидуальных учебных планов?
6.2. Межличностные трудности могут возникать в процессе работы консультационно- педагогической группы? Как их предотвратить?
6.3. Можно записать специфические задачи и оценивать их достижение таким образом, чтобы уменьшить акцент на демонстрации ожидаемого результата из-за поведения ученика, и чтобы одновременно получить достаточные свидетельства учебного прогресса?
Инклюзивное образование. Поддержка разнообразия в классе: практическое пособие Том Лорман, Джоан Депплер, Дэвид Харви
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)