Глава 11. Дифференциация содержания, процесса, конечных результатов.
Адаптации и модификации. Взаимосвязь дифференцированного обучения и оценивания.
Дифференцированное преподавание как средство удовлетворения учебных потребностей всех учеников.
Из года в год в обычных классах общеобразовательных учебных заведениях увеличивается количество учащихся с особыми образовательными потребностями. Ученический контингент становится более разнообразным, отчетливее прослеживаются особенности когнитивного, эмоционального, физического и коммуникативного развития школьников. Как педагоги чаще сталкиваются с тем, что традиционные подходы организации учебного процесса не позволяют эффективно работать с детьми с более широким диапазоном учебных различий. Поэтому перед учителями стоит задача обучать более разнообразный ученический контингент, удовлетворяя потребности всех детей, ожидания родителей и растущие требования общества. По мнению специалистов, решить эту проблему можно с помощью дифференцированного обучения.
Термин «дифференцированное преподавание» в отечественном образовательном пространстве сравнительно новый. Дифференцированное преподавание рассматривается как концептуальный подход и практическая технология специфической организации учебного процесса. Этот подход дает педагогу возможность учесть различия между учениками и обеспечить оптимальный и результативный учебный процесс для каждого из них.
В дифференцированном преподавании изначально предполагается, что все ученики разные, а значит, задача учителя состоит в том, чтобы выявить различия, соответствующим образом адаптировать учебный процесс и обеспечить учебный опыт для всех. Такой подход к преподаванию, ориентированный на нужды детей, является очень перспективным в обучении всего многообразного ученического коллектива.
Дифференцированное преподавание предусматривает создание учебной среды и организацию учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить детям с различными образовательными потребностями (с нарушениями психофизического развития, с одаренностью) успешное овладение куррикулума.
Благодаря внедрению дифференцированного обучения обычная программа обучения в массовой школе станет доступной для детей с особыми потребностями, они смогут успешно овладевать содержанием курса обучения, быть активными участниками учебного процесса и, главное, достигать максимальных (для каждого) результатов.
Дифференцированное преподавание позволяет учесть в учебном процессе такие ученические отличия:
- Уровень подготовленности - корректируя темп обучения и степень сложности материала;
- Индивидуальные стили обучения - обеспечивать разнообразие видов деятельности, чтобы ученики имели возможность получать и обрабатывать информацию различными способами и на разных уровнях;
- Интересы - опираясь на склонности, интересы и желания самого ребенка усвоить определенную тему и выработать умения, навыки.
О дифференцированном преподавания можно говорить как о подходе, который демонстрирует: принятие учителем разнообразия ученического коллектива (различные уровни базовых и текущих знаний учащихся, их подготовленность, учебные интересы)
навыки педагога по организации процесса обучения учащихся с различными учебными возможностями в условиях одного класса; стремление учителя продвигать учащихся на более высокий уровень, обеспечивая им личный успех и предоставляя необходимую поддержку.
Дифференциация содержания, процесса, конечных результатов.
Дифференцированное преподавание — это «ответ» учителя на потребности учащихся (готовность к обучению, учебные интересы, особые учебные потребности и т.д.), который происходит на уровне содержания, процесса и конечных результатов.
Планируя дифференцированное преподавание, следует принимать во внимание:
- Содержание – это то что ученики должны усвоить и каким образом они будут получать информацию;
- Процесс - виды учебной деятельности, которые выполняют учащиеся для осмысления и усвоения содержания;
- Продукты - то, что дает ученикам возможность закрепить, применить, углубить и усовершенствовать приобретенные знания, умения, навыки (проекты, определенная деятельность и ее результаты и т.п.);
- Учебная среда - как происходит работа на уроке, какая на нем царит атмосфера.
Рассмотрим отдельные аспекты дифференцированного обучения.
Дифференциация содержания.
Ученикам, которые отличаются своими особыми учебными потребностями, необходимо иметь доступ к учебному материалу через его содержание. Доступность содержательного наполнения считается ключевым элементом дифференциации.
Дифференциация на уровне содержания должна учитывать: цели, задачи и ожидаемые результаты, которых планируется достичь (учебные, развивающие, социальные). Баланс между целями и задачами определяет уровень дифференциации содержания.
- Поддержка содержания обучения. Доступ к содержанию рассматривается в качестве ключевого требования. Изменения чаще всего проявляются в том, каким образом ученики получают доступ к информации (понятиям, обобщениям, установкам, навыкам, действиям тому подобное).
- Задача связывается с целями обучения. Очень важно согласовывать задачи с целями обучения. Оценка достижения целей чаще всего осуществляется с помощью тестов, а также стандартизированных инструментов измерения (критерии оценки). Задача часто выстраивается как последовательность этапов нарастающей сложности, в результате чего возникает сложность задач для выработки определенных навыков. Для учеников, которые находятся на разных уровнях варьируется меню задач, чтобы облегчить переход от одного этапа обучения к другому.
- Обучение направлено на овладение понятиями. Учебные понятия должны иметь широкий диапазон для осознания и использования. Учителя должны сосредоточить внимание на понятиях и навыках, которыми овладевают учащиеся. Содержание обучения должно содержать одни и те же понятия для всех учеников, однако меры их сложности (объема, широты, меры обобщения и т.п.) необходимо варьировать в соответствии с возможностями разных детей.
Рекомендации по дифференциации содержания.
- Целесообразно предоставлять как можно больше разнообразных примеров, для всестороннего раскрытия учебного содержания. Оставляя неизменным основное содержание, учитель может варьировать сложность материала (детализируя или обобщая, упрощая или усложняя). Для учеников с физическими или когнитивными нарушениями многообразие примеров чрезвычайно важно для понимания излагаемого. Эти же множественные примеры могут принести пользу и другим ученикам, которые получат видение с разных ракурсов. Широкий спектр примеров помогает усвоить основополагающие элементы и сложить в подходящую модель (индивидуальную для каждого).
- Использование множественных носителей информации и различные форматы.
Широкий выбор средств презентации учебного содержания существует сегодня в цифровом формате, что позволяет учителям осуществлять манипуляции с размером, контрастными цветами и другими характеристиками для создания примеров на многочисленных носителях и в различных форматах. Их можно хранить для дальнейшего использования и обеспечения гибкого доступа к ним разных учеников, в зависимости от их потребностей и предпочтений.
- Следует выделять самое важное. Важно избегать концентрации внимания учеников на обширных фактах или деталях, зато стоит сосредотачиваться на работе с обобщенным понятиями. Таким образом, учителя выделяют важнейшие компоненты содержания.
- Постоянная поддержка «фоновых знаний». Оценивая знания учащихся о планировании обучения, учителя могут эффективно поддерживать базовые знания учеников, поэтапно расширяя и углубляя их.
Дифференциация процесса.
- Последовательно используется гибкая система распределения на группы. По мере изучения нового содержания, ученики должны взаимодействовать друг с другом и совместно работать. Учителя могут проводить предварительное обсуждение основных идей содержания со всем классом, после чего следует работа в малых группах или парах. Во время выполнения задач группы учащихся могут самостоятельно направлять свою работу или же это может делать учитель. Принципы образования групп не является постоянным. Формирование и перегруппировки групп должно быть динамичным процессом, изменяясь в зависимости от содержания, вида деятельности, результатов оценки.
- Управление классом идет на пользу ученикам и учителю. Для эффективной работы в классе с использованием дифференцированного обучения, учителя должны тщательно подходить к организации и выбора методов обучения.
Дифференциация продукта.
- Важна начальная и текущая оценка учеников. Тщательное предварительное оценивание является залогом функциональной и успешной дифференциации. Использование в работе предыдущего и текущего оценивания дает учителям информацию, на основе которой они могут выбирать соответствующие подходы, механизмы поддержки со учетом потребностей, интересов и способностей разных учеников класса. Оценка может быть формальной и неформальной, (интервью, опросы и т.д., а также более формальные процедуры оценки результатов).
- Ученики являются активными исследователями. Каждое задание, которое ставится перед учащимися, должно быть интересным, захватывающим и доступным для осознанного усвоения материала, выработки соответствующих умений и навыков. В то же время, ребенок должен чувствовать, что задача- это определенный вызов.
- Изменение ожиданий и требований к ответам учащихся. Задачи должны быть дифференцированные таким образом, чтобы разные ученики могли продемонстрировать или проявить свои знания и понимание по-разному (приемлемому для каждого способом).
Дифференцированный подход к продукту учебной деятельности ученика позволяет использовать разнообразные формы и способы его создания и презентации, предусматривает разную степень сложности, различные варианты оценки.
Взаимосвязь дифференцированного обучения и оценивания.
В процессе обучения учителя и ученики сотрудничая постоянно используют оценку и её результаты для дальнейшей совместной работы. Если оценивания проводятся часто и по-разному, учителя немало узнают о своих учениках.
Учителя могут наблюдать за изменениями соображений учеников и проверять их, а также устанавливать связи между предварительными знаниями и изученным недавно.
Обучение улучшается и тогда, когда учеников побуждают думать над процессом их обучения, просматривать свой учебный опыт и применять изученное в повседневной жизненной практике.
Ученики в классах имеют разные потребности, способности, уровень академических знаний, у каждого свой учебный стиль и тому подобное. Именно поэтому педагогу необходимо иметь широкий выбор вариантов обучения, чтобы у каждого ученика была возможность учиться, достигая максимально возможного уровня развития.
Постоянное оценивание и дифференцированное преподавание на этой основе ведет от сосредоточения на одном единственном подходе для всех учащихся класса к определению особых учебных целей для каждого ученика с использованием различных подходов, широкого спектра практик, учитывая разнообразные потребности учащихся.
Оценка ведет к дифференцированному преподаванию в случае, если учителя используют его регулярно. Для того, чтобы принимать во внимание широкий спектр способностей, возможностей, стилей обучения своих учеников, учителя должны установить уровень их самостоятельности в обучении, сложности материала, самого процесса обучения для каждого ученика.
Рассмотрим две взаимосвязанные цели оценивания: оценивание для обучения и оценки самого обучения.
Оценка для обучения - предоставляет учителям информацию о ребенке и является основой для определения практики дифференцированного обучения. Во время такого оценивания учителя должны использовать полученные данные, чтобы определить, что ученики знают и как применяют полученные знания. Также эта информация используется для оптимизации учебного процесса и определения необходимых ресурсов.
Оценка процесса и результата обучения является обобщающей и используется для подтверждения достижений (что ученики знают и умеют делать, чтобы продемонстрировать, достигли ли они целей учебной программы). Следует сосредотачиваться на получении точного и правильного заключения относительно знаний, умений и навыков учащихся, чтобы, пользуясь этой информацией, можно было бы принимать взвешенные решения по дифференциации обучения.
Для обеспечения логических связей между использованием результатов оценивания, целью и методами необходимо тщательное планирование.
Инструментарий оценивания. Для сбора и трактовки информации об оценке знаний, умений и навыков учащихся есть множество методов и замечательных книг. Важно сформулировать цель оценки и выбрать методы, которые лучше ей соответствуют в каждой отдельной ситуации. В таблице приведены методы, которые учителя могут использовать для оценки.
Оценка для обучения (оценки с целью планирования учебного процесса) предоставляет педагогу информацию о знаниях, умениях, навыках учащихся и служит основой для определения последовательности дальнейшей работы. Когда учителя сосредоточены на оценке для обучения, они постоянно проводят сравнение между задачами учебной программы и индивидуального учебного плана ученика, а также подбирают соответствующие методы преподавания. Таким образом, каждый ученик может получить необходимые материалы, поддержку и наставления, которые нужны лично ему для дальнейшего роста. С помощью тщательного планирования своих действий по помощи каждому ученику, учителя оказывают помощь и поддержку для следующего этапа обучения, направляют и ускоряют весь процесс.
Хотя процесс оценки и не всегда требует специального вмешательства в процесс обучения или отбора особых ресурсов, оно оказывает значительное влияние на дальнейшее развитие детей и, соответственно, на дальнейшее дифференцированное преподавание. Поэтому результаты оценки должны быть достаточно точными и подробными, чтобы на их основе делались взвешенные выводы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)