Процедуры проведения интервью
Как показывает практика, интервью уместно проводить на начальном этапе процесса оценки. С помощью интервью можно узнать об учебных интересах и внешкольных предпочтениях ученика, которые затем воплощаются в долгосрочные цели ученика в индивидуальном учебном плане.
Например, увлечение работой с природными материалами может реализоваться в краткосрочной цели - привлечение ученика к работе в кружке «умелые руки», а в долгосрочной - получить хороший аттестат, чтобы после обучения в школе учиться на дизайнера.
Преимущества интервью заключаются в том, что оно предполагает постановку ряда структурированных вопросов, подчиненных определенной цели, и может включать различные сферы деятельности ученика. Например, отношение ученика к конкретному учебному предмету, к изучению темы в рамках этого предмета, к уроку.
Интервью - это адекватное оценивание, поэтому информация, которую вы получаете имеет место быть достоверной, надежной и значимой. Прежде чем проводить интервью, надо его спланировать. Оно не должно состоять из набора стандартизированных вопросов, отобранных кем-то другим, особенно если вопросы не отвечают цели, которую вы поставили. Во всех случаях интервьюер должен знать, когда задавать следующий вопрос, и когда фиксировать ответ, который получает. Начиная интервью, важно наладить доверительные отношения. Тот, у кого вы берете интервью, должен быть уверен - собранная информация заслуживает внимания. При составлении интервью, первое- нужно определить цель, затем разработать основу, на которой строится интервью. Высказывания должны инициировать, завершать или направлять беседу. Например, интервью с учеником, который испытывает трудности с математикой, может начинаться так. «Твой учитель (интервью проводит ассистент учителя) просил, чтобы мы поговорили о том, что тебе нравится в математике, а что нет". Во время любого интервью надо избегать вопросов, которые предусматривают прямые ответы «да» или «нет». Вместо того чтобы спросить: «Ты любишь (читать, футбол, брата)? Тебе жаль (что ты не умеешь танцевать, видеть своего отца)? Считаешь, что у тебя есть проблемы (с чтением, с решением задач, в общении с друзьями)? Лучше спросить: «Как у тебя дела с чтением в этом семестре?» или «Расскажи мне о своей футбольной команде». Дополнит интервью просьба объяснить или дать развёрнутый ответ.
Тестирование. Для получения наиболее значимой и точной картины сильных и слабых сторон ученика применяют оценивания с использованием как формальных, так и неформальных методов оценки (тестов). Формальные тесты имеют целью сравнить учеников с группой нормы (большим количеством детей, которые являются репрезентативными относительно всех детей определенной возрастной группы) (McLoughlin and Lewis, 2005). Техники неформального оценивания направлены на исследование умений, навыков, знаний учащихся по конкретному предмету; на выявление сильных и слабых сторон отдельных учеников без учета возрастной нормы.
В образовательном пространстве зарубежья распространены тесты ориентированы на норму. Такие тесты сравнивают количество баллов, набранные определенным лицом, с баллами нормативной группы (группой нормы). Все ориентированные на норму тесты предусматривают процедуру стандартизации. Это организация тестирования, расчет времени, расчет баллов, а также процедуры интерпретации результатов, которых надо четко соблюдать, чтобы получить надежные и достоверные данные. Тесты ориентированы на норму, используют для ранжирования учащихся по достижениям от высоких к низким результатам. На основе результатов такого тестирования в пределах школы учеников делят на группы одаренных, склонных к математическим или точным дисциплинам. В области специального образования к ним относятся тесты на определение интеллекта, тесты по математике, чтению, правописанию, написанию сочинений, восприятию и т.д. Исследователи считают их важным источником информации для оценки ребенка (McLoughlin and Lewis, 2005).
Кроме тестов, ориентированных на норму, существуют тесты, ориентированные на критерии. Сущность такого тестирования заключается в сравнении успешности школьника, обнаруженного во время тестирования с заранее определенным уровнем достижений, которые должны получить учащиеся в соответствии с конкретными учебными целями, заложенными в программе. За рубежом управленцы в области образования применяют их чтобы выяснить состояние усвоения программных знаний школьниками, а также качество преподавания предмета заложенного в этой программе.
Такие тесты могут разрабатывать администрация школы, учитель, или специальные разработчики тестов. Тесты рассчитывают в баллах согласно уровню достижений (критериям), которые (по мнению учителя, школы или автора теста) представляют уровень усвоения знаний. Примером теста, ориентированного на критерии, может быть разработанный учителем тест по правописанию, содержащий 20 слов, которые необходимо правильно написать. Учитель определяет, что «приемлемым уровнем знаний» есть 16 правильных ответов (или 80%). Таким образом, результаты выполнения теста учеником указывают на уровень усвоения конкретных знаний и умений по правописанию.
Вариацией ориентированных на критерии тестов являются тесты, ориентированные на стандарты, или оценки, основанное на стандартах. Имеется в виду стандарты учебного содержания (или «рамки учебных программ»), которые определяют, что именно ученики должны знать и уметь выполнять по различным дисциплинам, учась в конкретном классе. Они также содержат стандарты успешности, которые определяют, скольким стандартам учебного содержания должны соответствовать достижения учеников, чтобы подняться к «базовому» уровню по определенному предмету. Такие тесты разрабатываются на основе стандартов, а результаты базируются на этих «уровнях», которые представляются в виде суждений. Педагоги часто не могут прийти к общему мнению относительно качественного и количественного состава стандартов. Чтобы определить «общую картину» результатов обучения, Государственные стандарты должны охватывать значимые знания и навыки отраслевых знаний. Кроме того, они должны быть рациональны и четко выписаны.
Оценка на основе учебной программы измеряет конкретные знания и навыки, которые сейчас осваивают ученики. «Тесты» успешности разрабатываются на основе учебной программы. Проведение каждой части тестирования, как правило, продолжается ограниченное время (несколько минут). Процедуру оценивания можно часто повторять и менять. Данные представляются в виде графика, что позволяет делать мониторинг успеваемости ученика. Например, ребенка просят читать в течение одной минуты. Полученные данные свидетельствуют о правильности и скорости чтения, их можно сравнить с показателями других учеников в классе. Преимущества состоят в оперативной оценке, и возможности получения информации о конкретном ученике. Поскольку оценка связана с содержанием учебной программы, учитель, учитывая текущий уровень знаний ученика, может корректировать приемы преподавания, объем учебного материала, выделять разделы учебной программы, нуждающиеся в адаптации или модификации (касается учеников с особыми образовательными потребностями). Также дает информацию о точности и эффективности (скорости)
формирования навыков выполнения задания. Во время усвоения программных знаний этот фактор часто остается без внимания, хотя он является важной информацией для разработки стратегии вмешательства.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)