Портфолио - технология качественной оценки учебных достижений
Как уже отмечалось, в школе функционируют критерии оценки учащихся, которые реализуются в нормах оценок, устанавливают четкое соотношение между требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые оцениваются, и показателем оценки в баллах. Объекты оценки - составляющие учебной деятельности ученика: содержательный, операционный, мотивационный, однако, оценка учебной деятельности школьников не должна ограничиваться только оценкой знаний, умений и навыков.
Важно контролировать и оценивать личностные изменения, которые формируются в результате целенаправленного коррекционного воздействия на познавательные процессы, эмоционально-волевую сферу, речевую деятельность учащихся. В этом поле важно оценивать характеристики, которые комплексно определяют личностное развитие:
сформированность обще учебных и ключевых понятий, опыт практической и творческой деятельности, эмоционально-ценностные отношения, профессиональную направленность и тому подобное.
однако, не только практически, но и теоретически решить проблему количественной оценки указанных показателей очень сложно, поскольку нет надежных технологий даже для оценки знаний, тем более личностных характеристик: компетентности, потенциальных возможностей и др.
В мировом образовательном пространстве, начиная с 90-х годов, со времени воплощения в практику контрольно-измерительных материалов (тестов), появились инновационные формы оценки и формы накопления информации – портфолио.
Портфолио (в широком смысле) - это фиксированные, накопленные и оценки индивидуальных достижений школьника в течение определенного периода обучения.
Портфолио относится к «аутентичным», то есть истинным, наиболее приближенным к реальному оцениванию, к индивидуализированной оценки, ориентированной не только на процесс оценки, но и самооценки.
По данным исследований Р. Паулсона и К. Мейера, портфолио отличается от традиционных методов оценки тем, что обеспечивает учителя обоснованной информацией о процессе и результатах деятельности ученика в режиме самостоятельной работы, совершенствование его созидательных возможностей и умений осуществлять собственные оценочные суждения о результатах собственной деятельности. Самое главное преимущество портфолио, по сравнению с традиционными технологиями оценки, заключается в том, что оно характеризует качество обучения всесторонне и многогранно, по разным позициям: оценки мыслительной деятельности ученика, его междисциплинарных умений, умений выдвигать проблему, решать нестандартные задачи, знания учебных предметов и овладение навыками, настойчивостью достижения результата и др.
Педагогическая идея учебного портфолио как форма оценки предусматривает (по С.Дж. Пейном, М. Чошанов):
- смещение акцента с того, что ученик не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, раздела, предмета;
- интеграцию количественных и качественных оценок;
- доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Портфолио должно быть процессуальным. То есть, применяться для прослеживания текущей и конечной оценки результатов учебной деятельности учащихся, в которой воплощены полученные ими междисциплинарных знаний, умений и навыков, на разных уровнях изучения отдельных предметов (прежде всего на достаточном и высоком).
Портфолио всегда визуализированное (может быть в виде специальной папки, картотеки), однако, его содержание не может сводиться к папке ученических работ. Это должно быть специально спланированная и организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в разных отраслях. Вот почему конечную цель учебного портфолио видят в иллюстрации прогресса обучения по результатам учебной деятельности. По мнению исследователей, основным должны быть не портфолио документов, а портфолио творческих работ. Иначе говоря, раздел «Творческие работы» должен стать основным, а раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и применяться в качестве приложения.
В зависимости от конкретных целей обучения подбирается тип портфолио:
- портфолио документов;
- портфолио достижений;
- рефлексивный портфолио.
Могут быть и другие типы портфолио. Например, в школах Англии функционируют следующие типы портфолио:
- Портфолио развития. Содержит избранные учебные работы, а также оценку собственных достижений, сделанных учеником. Такие материалы помогают учителю наблюдать за достижениями ученика, динамикой его достижений в течение учебного года, например, в овладении языка или математики. Подобранные материалы учитель использует для оценки учебной деятельности ученика, для обсуждения на родительских собраниях состояния обучения ученика, класса.
- Портфолио учебного планирования. Учителя могут использовать содержание портфолио для получения дополнительной информации о классе. Это помогает лучше оценить уровень учебных возможностей детей еще до начала обучения и в соответствии с ними планировать учебный процесс в течение года.
- Портфолио подготовленности. Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности школьника к выпуску из школы. Ученики должны подать определенное количество материалов, которые демонстрируют их компетентность в нескольких предметных областях.
- Показательное портфолио. Может включать лучшие ученические работы, собранные на определенном этапе обучения, наиболее полно демонстрирующие умения и возможности ученика. Например, проекты и исследования, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальном искусстве и т.д.
Канадские исследователи Батзл, Бигге и Стамп (Batzle, Цит.за: Digge and Stump, 1999) определяют три общих типа портфолио ученика:
1. Рабочее портфолио - к его созданию привлекаются все: учитель, ученик и родители. Подбираются как текущие работы, так и образцы итоговых работ.
2. Показательное портфолио - содержит только лучшие работы ученика и не включает текущие работы. Ученик сам формирует такое портфолио и решает, что туда положить.
3. Портфолио, или учет, что ведет учитель. Такое портфолио содержит контрольные (тестовые) задания и образцы работ, предложенные учителем.
Сюда входят не зарегистрировано отобраны учеником для показательного портфолио.
В нашей стране технология портфолио еще не нашла достаточного применения, однако, внедрение инклюзивного обучения требует включения в учебный процесс этой технологии оценивания учебных достижений учеников.
В инклюзивном классе портфолио является важным средством контроля и оценки, который основательно дополняет критерии оценки учебных достижений учащихся. Как отмечает Овертон (Overton, 2006) портфолио - это «собрание работ ученика, обеспечивающее целостное видение его слабых и сильных сторон». Портфолио, которое заключает учитель должно быть процессуальным, то есть охватывать определенный период учебной деятельности, и визуальным (материалы продуктов деятельности ученика учитель помещает в папку, коробку для бумаг и т.д.) В портфолио надо содержать не только материалы, иллюстрирующие трудности учебной деятельности и процесс их устранения, а и сильные стороны ребенка.
В общем портфолио учителя рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника с особенностями психофизического развития в течение определенного периода обучения. Заключение портфолио помогает учителю:
- раскрыть индивидуальные возможности ребенка;
- следить за динамикой учебных достижений ученика за определенный промежуток времени;
- определять эффективность и соответствие индивидуального учебного плана возможностям ребенка, и поэтому корректировать его;
- следить за развитием социализации и формированием личности ученика;
- осуществлять обратную связь между ребенком, родителями, учителем.
В инклюзивном классе хорошо ввести портфолио, которое будет подбирать ученик самостоятельно. Это позволит учителю решить ряд важных коррекционных задач. Так, работа над портфолио поможет максимально раскрыть индивидуальные возможности каждого ребенка. Уже с начала обучения в школьника закладываются основы само рефлексии учебной деятельности, т.е.
ответственности и самостоятельности в обучении, участие в качественной оценке результатов собственного обучения. У ребенка будет формироваться умение анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Этот фактор, учитывая низкую способность ребенка с особыми образовательными потребностями адекватно оценить свое физическое состояние, интеллектуальные возможности, заметно повышенную или пониженную самооценку по сравнению с нормой, поможет развивать положительные качества личности. Исследователями доказано, что самостоятельная подборка материалов портфолио порождает ситуацию успеха, приводит к повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях; кроме того, она развивает познавательные интересы и готовность к самостоятельному познанию.
Цель ученического портфолио состоит в следующем:
- Формирование у ученика ответственности и самостоятельности к обучению;
- Развитие умения давать качественную оценку результатов собственного обучения и деятельности;
- Развитие умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. Этот фактор, учитывая низкую способность ребенка с особыми образовательными потребностями адекватно оценить свое физическое состояние, интеллектуальные возможности, заметно завышенную или пониженную самооценку по сравнению с нормой, поможет развивать положительные качества личности;
- Формирование познавательных интересов и готовности к самостоятельному познанию;
- Самостоятельная подборка материалов портфолио порождает ситуацию успеха, приводит к повышению самооценки и уверенности в собственных возможностях.
Подбирать портфолио учащимися можно начинать уже в начальной школе и привлекать к этой работе учащихся всего класса.
Работа над портфолио ребенка с особыми образовательными потребностями или с нормальным развитием требует активной помощи родителей. Учитель должен показать родителям ее полезность. Надо убедить их в том, что совместная систематическая работа над портфолио поможет лучше узнать ребенка, его реальные возможности, а использование материалов портфолио на родительском собрании будет способствовать эффективной обратной связи между родителями и учителем. В первом классе, когда ребенок начинает учиться составлять портфолио, помощь родителей должна быть самой полной. По мере взросления школьника помощь надо минимизировать. С самого начала следует организовать работу так, чтобы ребенок сам прилагала определенных усилий к формированию портфолио. В процессе работы обязательно происходит процесс осмысления собственных достижений, формирование личностного отношения к полученным результатам и осознание собственных возможностей.
Портфолио ученика инклюзивного класса средней школы поможет решать задачи, связанные с переводом так называемой профильной цепочке обучения в старшей школе. Обычно, профориентационная работа в школе проводится психологом с помощью специальных психологических тестов, однако междисциплинарные педагогические тесты для осуществления отбора в профильные классы не разработаны, отсутствует эффективная система тестирования и профориентации. Таким образом всесторонний и объективный мониторинг учебных достижений, который дополняется материалами портфолио, открывает новые возможности аттестации выпускников основной школы и конкурсного отбора для продолжения обучения в высшем образовательном заведении в соответствии с интеллектуальными и психофизическими возможностями учащихся.
Оценка материалов портфолио осуществляется в соответствии с задачами, на которые они направлены, с привлечением количественных и качественных оценок.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)