Оценивание учебных достижений
Сущность и задачи оценивания учебных достижений учеников с особыми образовательными потребностями.
В инклюзивном обучении контроль, проверка и оценка результатов обучения - неотъемлемые элементы учебно-воспитательного процесса, без которых невозможно полноценное взаимодействие между учителем и учеником.
Если контроль и проверка построены правильно, то они помогут учителю решить следующие задачи:
- Определять состояние реализации задач обучения, воспитания и развития, помещенных в индивидуальную учебную программу;
- Своевременно выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся;
- Прибегать к повторению и систематизации материала;
- Определять уровень готовности к усвоению нового материала;
- Формировать умение ответственно и сосредоточенно работать, пользоваться приемами самопроверки;
- Стимулировать ответственность учащихся;
- Следить за динамикой развития познавательных процессов,
- Определять динамику развития социальных умений.
В отечественной дидактике термины «контроль» и «проверка» считаются синонимами. Хотя в дидактике и методической литературе термин «проверка»
употребляется в узком смысле как методический прием в связи с оценкой результатов той или иной задачи, ей больше свойственны учебные функции, а контроль направлен на выявление уровня усвоения учащимися уже изученного материала.
Функции контроля.
Учитель прибегает к таким функциям контроля: диагностической, учебной, диагностико-корректирующей, стимулирующие- мотивационной, развивающие-воспитательной.
Диагностическая- предусматривает определение уровня знаний отдельного ученика, выявление уровня готовности к усвоению нового материала, дает учителю возможность определенным образом планировать и излагать учебный материал, своевременно предоставлять необходимую индивидуальную помощь; предупреждать возможные трудности, корректировать учебные задачи индивидуального учебного плана.
Обучающая - заключается в улучшении изучения нового материала, его усвоения, воспроизведения, применения, уточнения и углубления знаний, их систематизации, совершенствование навыков и умений.
Диагностико-корректирующая - что предполагает выяснение причин трудностей, которые возникают у конкретного ученика во время обучения, выявления пробелов в знаниях и умениях, внесения корректировок в деятельность ученика и учителя, направленных на устранение этих пробелов.
98 98 Стимулирующе-мотивационная - которая призвана развивать стремление улучшать свои результаты, формирует положительные мотивы учения.
Развивающее- воспитательная - заключающаяся в формировании умения самостоятельно и сосредоточенно работать, способствует развитию трудолюбия, настойчивости, активности, взаимопомощи и других качеств личности.
Осуществление контроля (проверка и оценки) в процессе обучения в инклюзивном классе определяется такими дидактическими принципами:
1) систематичность, обусловлена необходимостью осуществлять контроль на протяжении всех этапов обучения;
2) всесторонность, которая предусматривает определение у ученика результативности коррекции учебно-познавательной деятельности и собственно деятельности, уровня овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с учебными целями;
3) дифференцированность и индивидуализация, обусловленные полиморфностью проявлений нарушений учебно-познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.
В общем виде типы нарушений структуры учебно-познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями можно представить следующим образом.
Нарушения, связанные с дефицитным развитием функции регуляции учебно-познавательной деятельности. Это, прежде всего, состояния дефицита внимания с гиперактивности или гипоактивности, недоразвитостью мотивационной и эмоционально-волевой сфер, расстройствами работоспособности различного происхождения. Как правило, эти дети не могут длительное время работать на уроке вместе со всем классом, они лучше усваивают учебный материал в процессе индивидуальной работы, когда учитель или ассистент учителя берет на себя функцию организации контроля их деятельности.
Нарушения, которые являются следствием пониженного интеллектуального развития детей. Дети могут успешно усваивать учебный материал, если он подается небольшими частями, способны пользоваться помощью, очень чувствительны к поощрению, похвале. Эти факторы значительно повышают их производительность.
Еще одна группа нарушений учебно-познавательной деятельности связана с недостаточным интеллектуальным развитием, обусловленным пониженной способностью к обучению.
Последняя проявляется в особой ригидности, негибкости мышления, в результате чего дети очень ограниченно пользуются помощью, имеют трудности в оперировании имеющегося у них опыта. Эти дети усваивают программный материал со значительными трудностями.
Ориентированность контроля знаний на структуру нарушений учебно-познавательной деятельности дает возможность подбирать соответствующие средства индивидуализации, которые помогут выявить даже малейшие достижения каждого ученика. Это может быть разная степень помощи, применения поэлементного и послеоперационного контроля, приемов, облегчающих воспроизведения содержания учебного материала.
Объекты, виды, методы контроля.
В дидактике контроль рассматривают как средство для выявления уровня знаний учащихся. Составляющие контроля - выявление, измерение (проверка) и оценивания учебных достижений учеников.
Объектами контроля в процессе обучения являются: знания, умения и навыки, определенные учебным программами; учебно-познавательные знания и умения; собственно, сама деятельность; эмоционально-ценностные черты личности, значимые для жизнедеятельности в обществе.
Система контроля призвана избегать субъективных и ошибочных оценочных суждений, которые не отражают реальных достижения ученика в овладении знаниями.
Объективность контроля обеспечивается следующими факторами:
- четкое определение конкретных и общих целей овладения учеником содержанием учебного предмета;
- определение конкретных целей коррекции учебно-познавательной деятельности и собственно деятельности ученика;
- обоснованное выделение объектов контроля (проверка и оценка).
В инклюзивном обучении уместно применение таких видов контроля:
предварительный, текущий, тематический, итоговый.
Предварительный контроль проводится с диагностической целью перед изучением учебного предмета. Он позволяет определить готовность ученика к овладению предметным содержанием, выявить уровень сформированности учебно-познавательных умений и особенностей деятельности. Учитель в индивидуальном учебном плане на основе полученных результатов диагностики планирует работу с корректировкой опорных знаний, умений и навыков, их целенаправленное повторение и систематизацию.
Текущий контроль осуществляется на всех этапах изучения учеником содержания поурочной темы. Он выполняет учебную, диагностико-корректирующую, поощрительную и стимулирующую функции.
Обучающая функция заключается в определении уровней понимания и первичного овладения содержанием поурочной темы, установление связей между ее элементами и усвоенным содержанием предыдущих тем, закрепление знаний, умений и навыков и их актуализация для усвоения новой темы.
Диагностико- корректирующий на этапе усвоения новых элементов знаний и учебно-познавательных умений может быть представлен как поэлементный и постоперационный контроль. Он помогает своевременно выявить допущенные ошибки и причины их возникновения, установить уровень первичного понимания учеником содержания отдельных частей поурочной темы, определить эффективность коррекционного воздействия формирование конкретных учебно-познавательных умений и этапов деятельности.
Поощрительная и стимулирующая функции направлены на устранение проблем, обусловленных недостаточной познавательной активностью, замедленным темпом деятельности, заниженной самооценкой, неуверенностью в своих силах ученика с особыми образовательными потребностями.
Текущая проверка сопровождается вербальной оценкой учителя. С целью поощрения и стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся, полные ответы оцениваются баллами.
Тематический контроль предусматривает оценивание учебных достижений ученика после изучения одной или нескольких программных тем (разделов).
Учитель, учитывая индивидуальные учебно-познавательные возможности ученика, может оценивать качество усвоения основных, более обобщенных элементов знаний и способов деятельности, умение применять их по образцу и в новой ситуации. В таком случае тематическая проверка может осуществляться на отдельном уроке или на самостоятельном этапе обобщающего урока. При этом учитывается ее результат и текущая успеваемость.
Тематическая оценка может выставляться и автоматически, на основании результатов изучение учеником материала темы на протяжении ее усвоения с учетом текущих оценок, учебной активности ученика, уровня самостоятельности и тому подобное.
В течении изучения значительных по объему тем разрешается проводить несколько промежуточных тематических оценок. Если на овладение материала темы предусмотрено, например, 1-2 учебных часа, то их можно объединить для проведение тематического оценивания.
Итоговый осуществляется в конце полугодия и учебного года. Итоговая оценка за семестр выставляется по результатам тематического оценивания, а за год - на основе семестровых оценок.
Каждую оценку любого вида контроля учитель должен мотивировать, доводить до сведения ученика и объявлять перед классом (группой).
Все виды контроля реализуются с помощью различных методов.
Учет результатов контроля в форме оценочных суждений и выводов или баллов ведется учителем в классных журналах, в портфолио учителя и портфолио ученика, в дневниках, тетрадях.
Методы контроля - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленные на выявление и оценки содержания и характера достижений его учебно-познавательной деятельности. С их помощью определяется результативность педагогического управления и учения на всех этапах процесса обучения.
В начальных классах для выявления знаний учащихся используются методы: устной проверки (беседа, рассказ ученика) письменной проверки (самостоятельные и контрольные работы, сочинения, переводы, диктанты), практической проверки (опыт, практическая работа, наблюдение и т.д.).
Устная проверка позволяет выявить содержание, которым владеет ученик, умение строить ответ в логической последовательности, словарный запас, а также уровень развития связной речи, логического мышления и других учебно- познавательных процессов. Она позволяет сразу корректировать ответы, побуждать ученика к осознанию недостатков, к исправлению ошибок, анализировать свою деятельность и деятельность других учеников.
Выявленные в ходе проверки результаты учебно-познавательной деятельности учащихся оцениваются.
Оценивание - это процесс установления уровня знаний ученика в овладении содержанием предмета по сравнению с требованиями действующих программ.
Оценка должно характеризоваться следующими показателями:
- адекватностью, что определяется соответствием (несоответствием)
самооценки суждений (ученика, учителя) по той деятельности, которую они реально выполняют (решение учебной или дидактической задачи);
- надежностью, связанной с теми показателями, которые применяются как средство оценки.
Итак, оценка рассматривается как особый вид контроля, а педагогическая оценка - его результат. Оценка выражается в оценочных суждениях и выводах учителя, которые являются ее качественными (словесными, вербальными) показателями, или в баллах, то есть в количественных показателях.
В 1 классе начальной школы оценка учебных достижений учащихся по предметам инвариантной части учебного плана - вербальная, а начиная со 2 класса оценивается в баллах.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)