Препятствия школьной реформы
В широких кругах бытует мнение о том, что почти все инициативы по проведению школьной реформы не принесли значительных долгосрочных изменений, на которые надеялись сторонники реформы. Следует признать, что некоторые приказы по реструктуризации были успешно выполнены. Однако это было единственным случаем, когда было возможно взаимно адаптировать распоряжения и школьную культуру. К сожалению, усилия реформировать «сверху вниз», которые обычно популярны среди законодателей, редко оставляют поле для самостоятельности учителям и школьным администрациям. Чаще всего результатом этого является поверхностное реформирование с незначительной корректировкой школьных методик. Даже предложения применять к педагогам суровые экономические санкции, чтобы заставить их выполнять распоряжения законодателей, не имели успеха и уничтожили необходимости проведения пакетов реформ на местах. Очевидно, необходимо подчеркнуть, что без сохранения баланса между решениями руководителей всех уровней и инициативами изменений на местах среди рядовых учителей любые меры, направленные «сверху вниз», обречены с самого начала. На самом деле, несоразмерная власть в руках нескольких руководителей высшей администрации образования, ручное управление тем, что должно меняться, а также обстоятельства, в которых должны проходить изменения, создали еще больше препятствий для существенной и целесообразной реформы, перегрузив учителей и администрации школ, которые и должны выполнять реформирования. Например, выполняя раздел образовательного законодательства США и канадские правила, много педагогов жалуются на большое количество дополнительных часов, потраченных на подготовку индивидуальных программ обучения и дальнейшего мониторинга и регистрации специальных программ, которые, по закону, необходимы для интеграции учащихся с особыми образовательными потребностями. Вызывает настоящее беспокойство тот факт, что подобные требования законодательства в значительной степени отвлекают учителей от общего преподавания и могут снижать качество обучения в классах для обычных детей и детей с особыми потребностями.
Двумя другими препятствиями на пути реструктуризации является сохранение статуса кво и деморализованный преподавательский состав. Также тенденция среди высокопоставленных искать быстрые решения существующих проблем и игнорировать сложности культурных взаимоотношений школ и общественных организаций усилили имидж школьного образования как негибкой и ритуальной системы. Тем не менее, профессиональный педагог выполняет свою работу хорошо, регулярно и систематически. Профессиональная деятельность педагога представляет собой повторяющиеся действия, обозначенные морально-этическими принципами, следовательно, быстрые изменения могут и не состояться.
Сторонники реструктуризации школы сформулировали ряд противоречивых задач. Трудно одновременно ставить цели по привлечению педагогов к процессам государственного управления и иметь общенациональные цели. Все равно проблематичными являются соотношение концепций профессионализма учителей со стандартным учебным планом или академической строгости в сравнении с тестами международных достижений, блестящие знания учащихся с объективной реальностью, восприятие учащихся как клиентов с ответственностью за результаты обучения. Так требования бизнесменов, чтобы к ученикам и их родителям относились как к покупателям или клиентам, является примером неправильного применения бизнес-парадигмы к преподаванию и обучению. В некоторых странах мира распространение понятия «ученик-клиент» в значительной степени влияет на школы и вызывает появление собственных доходов и, таким образом, создает возможности для некоторых преимуществ, таких как дополнительные инфраструктура и учителя, но также и вызывает беспокойство относительно объективности, эффективности, отвлечения от учебы и коррупции.
Парадигма «ученик-клиент» подразумевает идею о том, что вся ответственность за академические успехи учеников возлагается на учителей. При этом игнорируется тот факт, что другие участники процесса, например, разработчики учебного плана, родители, законодатели, ученики, преподаватели будущих учителей, также влияют на успешность обучения. К тому же, в перспективе «ученик-клиент» игнорируется то, что некоторые молодые люди не заинтересованы в обучении или применении знаний, или могут не быть способными усвоить знания, предлагаемые традиционным учебным планом. Действительно, некоторые ученики посещают школу потому, что этого требует закон, и потому, что школу посещают их друзья; следовательно, ученики, которые не хотят учиться, не являются клиентами. Более того, единые стандарты, вытекающие из стандартизированных учебных планов и тестов, виртуально препятствуют отношению к ученикам с особыми потребностями и интересами как к клиентам. По этим причинам усилия по реструктуризации должны идти дальше простых и быстрых программ. Навязанные решения должны быть достаточно мощными и применяться во всей школьной системе, особенно среди учителей и учеников, которые будут играть основную роль в их исполнении и одновременно быть направлены на блестящие рейтинги знаний и объективность.
ачать с выявления имеющихся препятствий, которые необходимо устранить, и распространять отчетливо положительный опыт отдельных школ и районов США и Канады.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)