Проблема формирования профессиональной компетенции студентов - будущих специалистов социальной сферы
- Компетентность» происходит от латинского слова, которое в переводе означает «надлежащий», «способный». Исследователи смешивают понятия компетенция и компетентность. Компетенция - это круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо имеет знания, опыт. Компетентность - это определенная сумма знаний лица, которые позволяют ему иметь суждение о чем-либо, выражать убедительное, авторитетное мнение.
- формирования профессиональной компетенции студентов - будущих специалистов социальной сферы уместно обозначить ее критериальные аспекты:
- Студент должен иметь устойчивую потребность в знаниях, в овладении новыми средствами деятельности, стремиться воспринимать явления, которые снова наблюдает, анализирует, при этом стремиться выполнять различные задания творческого характера, искать неординарные решения при рассмотрении различных проблем, желать достичь успехов в новых ситуациях и уделять много внимания саморазвитию.
- Студент должен самостоятельно и быстро принимать решения в сложных ситуациях, брать на себя ответственность, помогать другим.
- Студент должен обладать не только обязательными знаниями по дисциплинам, но и работать с дополнительными источниками. У него должны быть хорошо сформированы общие, специальные, самообразовательные и коммуникативные навыки и умения, развиты все компоненты мышления. Он должен уметь мыслить самостоятельно, критически, гибко, оригинально, смело.
- Студент должен предлагать несколько подходов к решению задач, видеть проблемы и объекты в разных ракурсах, использовать ассоциации, ставить перед собой цели и подчинять им свою деятельность и тому подобное.
- ключевым компетентностям студента чаще всего ученые относят: познавательную компетентность, личностную компетентность, самообразовательную компетентность, социальную компетентность, творческую компетентность. Компетентность студентов - будущих специалистов социальной сферы содержит набор знаний, навыков и отношений, которые позволяют им эффективно осуществлять деятельность или выполнять определенные функции.
Доказывание учебного материала у студентов с ограниченными физическими возможностями на лекции
Культура педагогического общения как средство доказывания учебного материала студентам с ограниченными возможностями на лекции как предмет научного исследования имеет два аспекта. Первый - собственно понятие культуры общения и второй - общение как метод организации и проведения лекции в специфической аудитории со студентами, имеющими ограниченные возможности.
Оба аспекта можно выразить одним понятием: профессионализм. Ведь профессионализм включает в себя:
Во-первых, обширные и глубокие знания лектора.
Во-вторых, полное соблюдение оратором правил произношения слова (орфоэпию). Удачный подбор и использование образцов фрагментов классической литературы и периодики.
В-третьих, владение методическими приемами. Умение учитывать психологическое состояние аудитории. Видеть, как повышается, или снижается внимание студентов.
В-четвертых, владение всеми видами интереса аудитории (тематического, ситуационного, случайного).
В-пятых, успешное использование внутренней и внешней наглядности - таблицы, репродукции картин, звуковые технические средства.
Таким образом, культура педагогического общения на лекции со студентами, которые имеют ограниченные возможности, означает использование всех вышеперечисленных факторов.
Как известно, учебная работа является основным видом подачи научной или научно-педагогической информации, то есть предусматривает изложение основного содержания научной дисциплины и призвана формировать у студентов основы знаний. А для этого лектор должен не только обладать глубокими знаниями и практическим опытом, а иметь широкий научный кругозор, навыки педагогического общения со студентами с ограниченными физическими возможностями.
Достоинство, благородные манеры в исполнении речи – один из главных признаков культуры устной речи. Так же как знание предмета дела, особенностей орфографии и орфоэпии. Молодые ораторы порой не знают, что успеху способствуют или вредят определенные особенности устной речи. Это в письменной речи разрешается написать начало предложения утром, а окончание - на второй день. В речи такое недопустимо. Потому что лекторское слово - это искусство ежесекундно воспроизводить мысли, формулировать понятия. Речь не терпит исправлений, долгих размышлений.
К недостаткам речи относится привязка оратора к написанному тексту и неумение вовремя сориентироваться и изменить тезис. В данном случае речь идет о толерантности, тактичности оратора.
Надо всегда помнить об адресной направленности выступления. Тезис, аргумент или иллюстрация, которые заготовлены для пятикурсников, порой оказываются недопустимыми для аудитории студентов первого или второго курса.
Чем более усердно работает лектор пером, тем легче вести ему свою речь перед студентами с ограниченными возможностями.
Типы лекций, которые наиболее часто встречаются в практике:
Первый тип – классическая лекция. Она включает в себя все классические компоненты: введение, обоснование тезиса, изложение основного материала, доказательство, предварительные итоги, аргументы, окончательный итог.
Второй тип - лекция-собеседование. Она содержит заготовленные проблемные ситуации, каверзные вопросы, приглашение к исследованию проблемы, к дискуссии. Она побуждает слушателей к осмыслению положения, критической оценке, выражению своего мнения. Обычно такой стиль под силу только хорошо подготовленному оратору.
Третий тип – импровизационная лекция. Часто используется в кругу людей, которые хорошо знают суть проблемы, хорошо ориентируются во всех ее нюансах. Но она также требует заготовки тезисов, простого плана, концентрации фактов.
В жизни немало случаев, когда более уместными являются выступления классические. Особенно это касается работы для студентов с физическими недостатками, научных сообщений, отчетов об итогах эксперимента, социологического исследования, или финансовых отчетов. В этих ситуациях импровизацией не ограничишься.
Конечно, никто не ограничивает лектора в выборе формы подачи учебного материала, это его право.
Залогом успеха культуры устного выступления является анализ только что проведенной лекции. Работа над ошибками предусматривает прокрутку в воображении лектора хода лекции и исправление допущенных недостатков. Только творческое отношение к делу, постоянное самосовершенствование, устранение ошибок - верный путь решения проблемы культуры педагогического общения со студентами с ограниченными возможностями.
Физическая реабилитация при заболеваниях нервной системы: проблемы и перспективы развития
Физическая реабилитация при заболеваниях нервной системы составляет одно из основных звеньев в схеме общей медицинской нейрореабилитации. Однозначного ответа на вопрос, какие контингенты больных и инвалидов нуждаются в нейрореабилитации на сегодняшний день, нет, поскольку ученые значительно расходятся во мнениях по этому вопросу.
Физическая реабилитация при заболеваниях нервной системы является наиболее перспективным направлением развития отрасли физической реабилитации и неотъемлемой составляющей процесса лечения неврологических больных. Для дальнейшего развития данной отрасли физической реабилитации можно выделить два основных направления развития: оптимизация подготовки специалистов по физической реабилитации и совершенствование научно-методических подходов к физической реабилитации неврологических больных.
Самой большой проблемой в процессе преподавания предмета «Физическая реабилитация при заболеваниях нервной системы» специальности «здоровье человека» является отсутствие единых унифицированных учебных программ. Все учебные программы различных высших учебных заведений по данному учебному предмету базируются на содержании наиболее распространенных учебных пособий и освещают аналогичные темы. По содержанию учебных программ существенной разницы между ними нет, но есть существенные различия в подходах к освещению материала.
Большой проблемой также является отсутствие качественных учебников и учебных пособий по вопросам физической реабилитации при заболеваниях нервной системы. В одном из наиболее распространенных учебников и пособий нет детального описания физической реабилитации детей с врожденными заболеваниями нервной системы, особенно периферической.
Основным путем оптимизации подготовки специалистов по физической реабилитации в области физической реабилитации при заболеваниях нервной системы выступает коррекция и унификация учебной программы по данному предмету. Целесообразно в учебный процесс добавить неосвещенные темы и унифицировать подходы к реабилитационному процессу. Наиболее перспективным направлением совершенствования научно-методических подходов к физической реабилитации неврологических больных является использование современных технологий, таких как виртуальная реальность, робототехника, компьютерное обеспечение, различные типы электростимуляции.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)