- Направление В: Создание инклюзивной практики. Часть 11
В 2.3 Детей поощряют мыслить критически и уверенно отстаивать свои мысли.
a) Помогают ли члены коллектива друг другу мыслить критически и уверенно отстаивать свои мысли?
b) Существует ли понимание, что диалог является максимально эффективным тогда, когда люди откладывают в сторону различия на уровне полномочий и статуса?
c) Демонстрируют ли члены коллектива, что они уважают и ценят альтернативные взгляды?
d) Поощряют ли детей и взрослых выражать собственную точку зрения без агрессии?
e) Поощряется ли проведение дебатов, чтобы люди могли услышать и поучиться выражать определенные точки зрения, отличные от собственных?
f) Поощряют ли детей формировать и выражать взгляды и чувства относительно важных местных, национальных и международных событий - например, когда их страна ведет войну или когда в их или в другой стране случилось стихийное бедствие
g) Поощряют ли детей задавать сложные вопросы?
h) Признают ли разные стороны спора важность другого мнения для уточнения взглядов и выработки совместных решений для решения проблем?
I) Учатся ли дети выявлять противоречия в своих собственных аргументах и доводах других людей?
j) Учатся ли дети и взрослые взвешивать силу аргументов, в том числе своих собственных?
k) Учатся ли дети тому, когда необходимо приводить доказательства для подтверждения истинности определенного утверждения или аргумента?
l) Учатся ли дети, как использовать примеры для обоснования аргумента?
m) Учатся ли дети тому, как тщательно подобранные примеры могут продемонстрировать ограниченность обобщений?
n) Учатся ли дети задавать вопросы вроде «до какой степени ...?» и «при каких обстоятельствах ...?», когда люди утверждают, что что-то является правдой о мире (например, в отношении различий между полами)?
o) Учатся ли дети, как оценивать аудиторию, которой адресовано определенное письменное уведомление и на которую оно должно произвести впечатление?
p) Узнают ли дети, как люди заранее считают, что определенные аргументы верны (даже если они неправильные), потому что они, как полагают, происходят от авторитетного источника?
q) Проявляют ли дети и взрослые убеждения и ценности, которые лежат в основе разногласий во взглядах?
r) Помогают ли детям и взрослым научиться более компетентно и свободно аргументировать свою собственную точку зрения?
s) Узнают ли дети, какие факторы заставляют их думать и действовать определенным образом?
t) Исследуют ли дети причины того, почему они выражают именно такие мысли?
u) Способствуют ли тому, чтобы все стороны, вовлеченные в диалог, могли сохранить самоуважение?
v) Избегают ли люди торжествовать, когда чувствуют, что победили в споре?
w) Помогают ли наставники среди детей и взрослых другим для того, чтобы они могли принять участие в обсуждении?
x) Уделяют ли особое внимание помощи тем, кто стесняется выражать свое мнение, участвовать в обсуждение?
В 2.4 Дети активно привлекаются к собственному обучения.
a) Очевидно ли то, что взрослые в школе активно учатся и имеют широкий круг интересов?
b) Готовят ли у детей веру в то, что они способны развивать свою способность учиться самостоятельно?
c) Существует ли признание, что когда некоторые дети повышают свою способность учиться и сотрудничать самостоятельно, это побуждает работников помогать другим делать то же?
d) Поощряют ли детей определять, чему они желают научиться, и брать на себя ответственность за усвоение этого?
e) Поощряют ли детей развивать интересы в обучении, которыми они могут заниматься вне школы?
f) Создают ли члены коллектива новые возможности для того, чтобы дети могли сами решали, что им изучать?
g) Помогают ли детям записывать имена и подзаголовки, чтобы структурировать письменную работу?
h) Поощряют ли детей задавать сложные вопросы, на которые ни у кого нет готового ответа?
I) Сообщают ли детям о планах преподавания учебной программы, чтобы они могли выбирать, изучить что-то быстрее или глубже?
j) Помогает ли поддержка, оказываемая детям, продвигаться в их обучении, используя уже имеющиеся знания и навыки?
k) Учат ли детей тому, как исследовать определенный вопрос и впоследствии письменно его выложить?
l) Могут ли дети самостоятельно пользоваться библиотекой и информационно-техническими средствами?
m) Учат ли детей конспектировать лекции, книги и материалы в сети Интернет?
n) Помогают ли детям исследовать тему путем постановки четких вопросов, на которые они должны найти ответ?
o) Учатся ли дети помогать друг другу в процессе исследований тем, что слушают, когда кто-то из них рассказывает, что он или она пытается сделать, а потом задают вопросы, чтобы уточнить ход его / ее мыслей?
p) Учатся ли дети писать краткие резюме к определенному письменному материалу, чтобы отразить его структуру?
q) Избегают ли задач на основе механического переписывания?
r) Учат ли детей презентовать свою работу в устной, письменной и других формах, индивидуально и в группах?
s) Помогают ли детям планировать процесс повторения материала и управлять им во время подготовки к тестам и экзаменам?
t) Спрашивают ли у детей, в какой поддержке они нуждаются для обучения?
u) Дают ли дети конструктивные комментарии о том, каким образом можно улучшать виды и формы учебной деятельности?
v) Учитывается ли обратная связь от детей по видам и формам учебной деятельности?
w) Вовлечены ли дети в поиск путей преодоления барьеров для обучения, с которыми сталкиваются они сами и их товарищи?
В 2.5 Дети учатся друг у друга.
a) Считают ли дети, что помогать друг другу - это обычное дело?
b) Поощряют ли каждого внимательно слушать других, не перебивая?
c) Учатся ли дети просить друг друга уточнить, чтобы лучше понять сказанное и помочь тому, кто говорит, развить свои идеи?
d) Избегают ли дети смеяться с высказываний другого (за исключением ситуации, когда он или она шутит)?
e) Выражают ли дети несогласие с идеями другого, не унижая его или ее?
f) При обсуждении вопросов понимают ли дети, когда своими высказываниями они меняют тему обсуждения вместо того чтобы продолжать ее?
g) Регулярно ли на уроках создаются возможности для групповой работы?
h) Учатся ли дети моделировать обсуждение таким образом, чтобы каждый высказывал свое мнение?
I) Используют ли дети такой же сигнал, когда хотят выразить свое мнение во время работы в группе, как и при обсуждении всем классом?
j) Используются ли в видах и формах групповой работы различия в знаниях и опыте детей, например, о разных странах, местных географических условиях и семейных историях?
k) Имеют ли дети возможность во время групповой работы разделять задачи и объединять то, чему они научились?
l) Составляют ли ученики общие отчеты с различных произведений и мнений участников группы?
m) Планируются ли виды и формы деятельности таким образом, чтобы дети разного возраста и с разным уровнем успешности могли способствовать обучению друг друга?
n) Учатся ли дети рассказывать другим о том, что они знают, или делать это и учить этому других?
o) Понимают ли преподавание как процесс, который требует навыков высокого уровня, полезных для обучения ребенка или собственного обучения взрослого педагога?
p) Существует ли понимание, что каждый может вносить вклад в процесс преподавания и обучения - независимо от своего уровня успешности?
q) Нарабатывают ли дети идеи и способы решения проблем в режиме мозгового штурма, не пытаясь судить о качестве предложений друг друга?
r) Нравится ли детям учиться групповым видам деятельности?
s) Разделяют ли дети ответственность с учителями за оказание помощи в преодолении барьеров для обучения, с которыми сталкиваются некоторые дети
t) Вспоминают дети о взносах других в отчетах о своей работе?
u) Выражают ли дети критические и конструктивные комментарии по обучению друг друга?
v) Делятся ли дети своими умениями - например, умением говорить на определенном языке, жонглировать, играть в шахматы, составлять оригами, играть в крикет - на перемене между уроками, во время обеденного перерыва и на кружковых занятиях после уроков?
w) Используют ли разнообразие языков, на которых говорят дети, для развития языковых навыков каждого?
x) Делятся ли дети своим опытом преодоления проблем в обучении и отношениях?
y) Предлагают ли дети в своих конструкторских проектах и проблемных задачах оригинальные способы преодоления барьеров, с которыми сталкиваются они и другие, например, в отношении доступа к зданиям или куррикулума?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)