- Этап 4. Действуем
Реализуйте приоритеты
Практические действия как результат диалогов, проводившихся с целью самооценки школы, могут начаться еще на этапе рефлексии над поднятыми вопросами. Не нужно ждать подготовки школьного плана, чтобы исследовать собственные системы ценностей и их последствия для взаимодействия со взрослыми и детьми в классах и учительских; чтобы начать иначе использовать ресурсы в школе и вне ее; чтобы в учебном процессе уделять больше внимания местным и глобальным событиям. Подобные результаты также следует документировать в журнале работы Индекса.
Часто сбор дополнительной информации, о котором говорилось на 2-м этапе, можно обоснованно рассматривать как составляющую внедрения на этапе 4. Развитие школы становится своего рода формой практического исследования, когда учителя и ассистенты учителей наблюдают, документируют и обдумывают практику друг друга, чтобы совершенствовать методику обучение и преподавание.
За прошедшие годы было накоплено много сообщений от школ об их попытках внедрять планы, составленные на основе работы с Индексом, и мы надеемся получить дополнительные отзывы уже по этому новому изданию.
Поддерживайте импульс развития
На этапе внедрения приоритетов необходимо поддерживать уровень преданности им. Мероприятия по созданию более инклюзивной культуры могут продолжаться постоянно. Они будут поддерживать активное привлечение работников, членов наблюдательного совета, детей и родителей / опекунов к процессу воплощения принципиальных изменений, а это привлечение, в свою очередь, тоже будет усиливать эффективность таких действий.
Если приоритеты противоречат глубоким убеждениям и ценностям, необходимо прилагать значительные усилия для преодоления сопротивления. Некоторые представители коллектива, дети или родители / опекуны могут не соглашаться с тем, как развивается та или иная ситуация. В ответ на это команде по планированию стоит начать диалог о различиях и, возможно, доработать мероприятия таким образом, чтобы обеспечить их широкую поддержку. Вознаграждением за эту работу будут существенные изменения в школьном опыте взрослых и детей. Пример практики применения Индекса рассказывает о том, как в одной школе эти материалы помогли взрослым и детям осуществить весомые преобразования.
Из практики применения Индекса:
Проблемы, не исчезают. Когда среди проблем в школе прозвучала тема насилия и систематического запугивания, работники начальной школы Линтерн были удивлены, потому что считали ее давно решенной. Поэтому по итогам обсуждения школа пересмотрела свои внутренние положения о поведении и противодействия насилию и соединила их в один общий нормативный документ «Принципы управления поведением». Совместно с другими учреждениями был организован тренинг для работников, которые присматривают за детьми во время обеденного перерыва. Был создан тематический бюллетень для родителей о том, как школа реагирует на проблемы насилия. К ученикам пожаловала театральная труппа и провела несколько мастер-классов по актерскому игры вокруг тематики насилия и разрешения конфликтов.
Кроме того, все дети приняли участие в тренингах и овладели навыки медитации, став «миротворцами на площадке». Некоторые из них также прошли дополнительное обучение по организации игр.
Члены коллектива были поражены реакцией детей. Координатор по учебной поддержке привела такой пример:
На площадке часто возникали различные споры между тремя детьми, и родители всех трех поочередно приходили жаловаться учителям, [будучи убеждены в том,] что именно их ребенок является жертвой. Это продолжалось очень долго. В конце концов, я посадила всех трех у себя в классе, мы повторили несколько сценариев поведения с последовательностью действий в конфликтных ситуациях, которые они недавно изучали. Каждому была предоставлена возможность высказаться и рассказать о своих чувствах по отношению к тому, что происходило, и что они об этом думают. Вместе мы составили список возможных вариантов, которые можно попробовать, потом выбрали из них один или два и снова их повторили. Я никогда не ожидала, что они так зрело подойдут к проблеме, то есть я хочу сказать, что это был только второй класс, [дети 6-7 лет]. Этот опыт изменил и меня, взрослого человека. Я перестала злиться, позволять себе унывать и стараюсь больше не говорить «идите и разбирайтесь сами» или «ну что ж, тогда больше не играйте вместе». Мы понимали, что мы, как педагоги, давали эти и другие подобные советы и они не всегда оказывались эффективными. Это был хороший результат.
Из практики применения Индекса:
Новое понимание направления дальнейших Действий.
Перед тем, как начать работать с Индексом, начальная школа Хайнд была на плохом счету из-за кадровых трудностей и проблем с дисциплиной, и работала в «специальном режиме». Отношения между коллективом, наблюдательным советом и родителями были не самые лучшие. Директор признавала, что работники «считают, что они знают», чего хотят родители. Педагогам «приказывали делать то, во что они не очень верили». Учителя рассказывали о своем разочаровании учебными показателями детей, однако не замечали их положительных достижений. В состав координационной группы по работе с Индексом вошли члены наблюдательного совета, родители и представители персонала. Ее деятельностью руководил
«Критический друг» - человек, который имел авторитет в учебном заведении и в местном управлении образования. Были проведены широкие консультации, реакция на которые оказалась «очень скептической».
Например, родители так оценивали отношение персонала к своим детям: «Им к ним безразлично» или «Они имеют любимцев».
Директора школы больше беспокоила коммуникация с родителями, которая требовала особого внимания. Сначала она взялась налаживать регулярное информирование родителей / опекунов и совета. Информационный проспект переписали более доступным языком. Также директор определила время для обсуждения вопросов куррикулума, домашних заданий и возможностей для привлечения родителей к работе с их детьми в школе. Ранее она считала, что члены коллектива были привлечены к работе по развитию школы, однако ей пришлось осознать, что ее коллеги чувствовали себя оставленными в стороне от процессов планирования и принятия решений, а потому необходимо проводить регулярные собрания работников.
Поступление в школу и выпуск приобрели большое значение и превратились в своеобразный «обряд посвящения». Первый день знакомства со школой для новых учеников стал значительным событием, в котором принимали участие родители, учителя, председатель наблюдательного совета и председатель школьного ассоциации родителей и
учителей. Он начинался с общешкольных собраний и завершался общим обедом. Родителей также приглашали на собрание, где детям вручали папки с пакетом материалов для чтения с логотипом школы. В конце учебного года устроили пикник для выпускников с живой музыкой и пригласили на праздник их родителей и членов наблюдательного совета.
Изменения внедрялись и по инициативе школьного коллектива. При входе в школу на стендах вывесили портреты всех работников, установили систему двусторонней внутренней связи и камеру видеонаблюдения, с целью уменьшить беспокойство родителей вопросами безопасности.
Дети создали портфолио своих лучших работ за все годы обучения в школе. Шестиклассники из кружка компьютерных технологий начали выпускать информационный еженедельник. Желающие получили больше возможностей общаться с директором, и сама она часто находилась в вестибюле школы в начале и в конце дня. Во время утренней беседы в общем кругу детей хвалили за их работу и хорошее поведение. Кроме того, рядом были двое ассистентов учителей, чтобы пообщаться с учениками, у которых была сложная ситуация дома: поговорить с ними и помочь настроиться на учебу.
Члены коллектива соглашались, что благодаря Индексу они смогли «сосредоточить все свои усилия вокруг ребенка»:
«... Абсолютно все: воспитатели на переменах, учителя и ассистенты учителей, работники школьной столовой и повара, технический персонал, уборщицы - все действуют на благо этого ребенка и каждый может что-то добавить. Речь идет об обучении ребенка, высокую планку ожиданий, но вместе с тем ребенку также отводится активная роль, он имеет возможность высказать собственное мнение и это мнение учитывается. То есть ребенок не является объектом нашей работы - она работает вместе с нами».
Решили создать ученическое самоуправление. После выборов в детский школьный совет для ее членов был организован тренинг по формированию навыков поведения и разрешения конфликтных ситуаций, чтобы они могли поддерживать своих сверстников, которые чувствовали себя изолированными или испытывали постоянные обиды. Директор школы отметила, что применение Индекса «сплотило всех вокруг общей цели»:
«Конечно, положительные сдвиги заметны во всех школах, но, по моему мнению, для школ, прошедшие через периоды потрясений и дезорганизации, как наша, он [Индекс] на самом деле задает перспективный курс для движения вперед».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)