Пути к инклюзии
Этап 1: Приступаем к работе
Этап 2: Изучаем ситуацию вместе
Этап 3: Составляем план
Этап 4: Действуем
Этап 5: Оцениваем развитие
Пути к инклюзии
Мы рассмотрели несколько путей начала процесса инклюзивного развития, которые можно свести в «единый подход» с помощью Индекса. Его индикаторы и вопросы был сформулированы в процессе поиска ответов на три связанных между собой вопроса:
- Как инклюзивные ценности влияют на определение дальнейших шагов во всех аспектах жизнедеятельности школы?
- Как объединить принципиальные подходы к развитию образования?
- Как устранить барьеры для обучения и участия и как мобилизовать ресурсы, чтобы способствовать обучению и участия для всех?
Поскольку все они были выведены из приведенных выше вопросов, индикаторы и вопросы Индекса помогают организовывать инклюзивное развитие этими тремя способами. Как видно, отправной точкой для инклюзивного развития может быть решение воплощать инклюзивные ценности в практику, желание налаживать сотрудничество с другими принципиальными подходами к развитию и стремление минимизировать барьеры и мобилизовать ресурсы. Когда же в эту схему включить работу с индикаторами и вопросами Индекса, то упомянутые три подхода получают дополнительное усиление.
Мы надеемся, что индикаторы вместе с большим количеством сопутствующих вопросов станут новой и долговременной поддержкой для обеспечения участия взрослых и детей в обучении. Они поощряют критическое изучение сложившейся ситуации и побуждают читателей продолжать списки вопросов теми, которые не пришли нам в голову. Чтобы сразу разобраться с сутью Индекса, стоит ознакомиться с перечнем индикаторов или заполнить анкету с индикаторами, а затем рассмотреть их в контексте соответствующих вопросов. Именно такой совет дал руководитель рабочего варианта этого издания, который не смог посетить первое координационное совещание в своем регионе.
Мы также приводим ряд примеров из опыта людей, которые работали с этой редакцией Индекса. Подобно другим его материалам, они подаются здесь не потому, что являются образцами идеальной практики, а потому, что призваны стимулировать новые идеи.
Технологию работы с Индексом можно условно представить как некий цикл развития школы, хотя так процесс развития выглядит более систематическим, чем то, что обычно наблюдаем в любом реальном учебном заведении. На практике указанные этапы частично совпадают и не отделены друг от друга четко определенными временными периодами. В школах, которые постоянно развиваются, меры, соответствующие каждому из этапов, могут происходить параллельно. На этапе 1 группа по планированию учится работать с Индексом. За это время ей, возможно, не удастся полностью выполнить свою задачу и интегрировать результаты своей работы цикла планирования, используемого в их школе. Поэтому важно, чтобы группа смогла выработать определенную стратегию, как это сделать, с тем, чтобы не потерять свои наработки по развитию учебного заведения.
Кроме того, каждый этап мы разделили на меньшие составляющие и представили их в виде определенного набора. Все они подробно описаны ниже в этой части Индекса.
Этапы работы с Индексом для содействия развитию
Этап 1. Приступаем к работе
- Начинайте там, где можете, и с того что можете
- Создайте группу по планированию
- Заручитесь поддержкой
- В работе придерживайтесь принципа инклюзивности
- Попробуйте взглянуть на проблему сквозь призму собственного опыта
- Ведите записи
- Используйте индикаторы и вопросы
- Найдите время для диалога о ценностях
- Выработайте общий понятийный аппарат: инклюзия, барьеры, ресурсы и поддержка разнообразия
- Проанализируйте изменения и ориентированность на развитие, которое реализуются в школе
- Рассмотрите возможности их сочетания
- Поработайте с предложенной структурой планирования
- Рассмотрите препятствия, которые могут мешать использованию Индекса
Этап 2. Изучаем ситуацию вместе
- Проинформируйте общину школы
- Выясните мнения членов коллектива и школьного наблюдательного совета
- Выясните мнения детей
- Изучите мнения родителей / опекунов и представителей местных сообществ
- Путем консенсуса определите приоритеты развития
- Интегрируйте консультации в повседневную деятельность
Этап 3. Складываем план
- Обдумайте приоритеты
- Внесите приоритеты в план развития
Этап 4. Действуем
- Реализуйте приоритеты
- Поддерживайте процесс развития
Этап 5. Оцениваем развитие
- Рассмотрите и отметьте достигнутый прогресс
- Проанализируйте процесс работы Индексу
- Продумайте следующие шаги
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)