Ресурсы для обучения и участия
Уменьшение барьеров для обучения и участия требует мобилизации ресурсов. Когда ценности доносятся к школьным сообществам в четкой и понятной форме и принимаются ими, они превращаются в весомый ресурс для школы. Это задает
общий вектор развития, определяет сущность решений и помогает решать конфликтные ситуации. Инклюзивные ценности служат постоянным ориентиром для повышения уровня участия в обучении и школьной жизни. Аналогично, объединения принципиальные изменения, которые реализуются в школе (в том числе программы с разными названиями в рамках единой стратегии развития), они тоже становятся одним из ресурсов, обеспечивая ясность и согласованность. Подобно барьерам, ресурсы можно найти в любом аспекте жизнедеятельности школы: в ее культуре, политике и практике; в ее зданиях, обустройстве классных комнат, в применение компьютерной техники; среди педагогического и непедагогического состава, детей и молодежи, родителей / опекунов, в сообществах и школьном совете.
В любой учебной среде всегда больше ресурсов для обучения и участия, чем сейчас используют. В самой школе существует большой объем знаний о том, что мешает учебе и участию детей. В связи с этим, одна из главных задач Индекса заключается в том, чтобы помочь школам поставить это знание на службу своему развитию. Многообразие само по себе тоже может служить ресурсом, и эта идея пронизывает все индикаторы, где речь идет о сотрудничестве среди детей, взрослых и между ними. Есть и такие ресурсы, потенциал которых очень недооценивается. Здесь стоит вспомнить ресурс детей, их способность направить собственную учебную деятельность в игру; содействуя игре, учебе каждого, а также способность работников поддерживать друг друга в их профессиональном росте.
В наших предложениях о проведении реструктуризации куррикулума на основе инклюзивных принципов, содержание каждой отрасли рассматривается сквозь призму местного и глобального измерений. Это побуждает учебные заведения привлекать местные ресурсы для поддержки преподавания. Новая организация образовательного пространства неразрывно связана с жизнью детей и в их местных общинах, и поэтому понятно, как местная социальная и физическая среда тоже превращается в ресурс в учебном процессе. Рамки классной комнаты расширяются до границ конкретной общины и далее - ко всему миру.
Поддержка многообразия
Когда трудности в обучении считают следствием «Особых образовательных потребностей» детей и молодежи, то может показаться логичным пользоваться поддержкой привлеченных дополнительных кадров для работы с отдельными детьми, чтобы преодолеть их проблемы. Мы склоняемся к значительно более широкой трактовки этой концепции: поддержка - это все меры, которые приумножают способность школы отвечать на многообразие детей и молодежи, исходя из принципа равной ценности каждой личности. Поэтому усилия, направленные на выявление и уменьшения барьеров для обучения и участия, а также на мобилизацию ресурсов, относятся к категории поддержки.
Поскольку, согласно нашему определению, инклюзивное развитие обучения и преподавания является одним из видов поддержки, то в ее предоставления задействованы все работники, дети и их семьи. Когда методы и формы учебной деятельности разрабатываются таким образом, чтобы способствовать участию всех детей, это уменьшает необходимость индивидуальной поддержки. Далее поддержка обеспечивается и тогда, когда в процессе планирования уроков педагоги учитывают особенности каждого ребенка: его актуальный уровень развития, интересы, опыт и стиль обучения.
Когда дети помогают друг другу, то это тоже является поддержкой. Проведение дополнительного занятия с учеником, которому сложно даются сроки по теме биологического разнообразия, по сути, сопоставимо с повторением этого учебного материала
со всем классом. Притом во втором случае он становится частью общего опыта для всех учеников и каждый из них имеет возможность закрепить новые знания и лучше разобраться в понятийном аппарате этой темы. Вместе с тем, когда предоставляется индивидуальная поддержка, она всегда должна быть ориентирована на повышение уровня самостоятельности, то есть на развитие способности ребенка учиться и способности взрослых и детей привлекать ее к различным видам учебной деятельности.
Материалы для самооценки
Развитие школы путем выработки системы ценностей или обнаружения барьеров и возможностей для оказания поддержки можно осуществлять более или менее систематически. Такую работу могут проводить отдельные люди, группы или учебные заведения. Представленные в Индексе направления, разделы, индикаторы и вопросы создают основу для структурирования этой деятельности. Эта основа поощряет обсуждение перспективных целей, к которым взрослые и дети желают вести свою школу. Указанные направления, разделы и т.д. можно использовать для изучения текущего состояния дел и наработки и реализации плана инклюзивного развития. Если читатели этого еще не сделали, мы советуем посмотреть список индикаторов с сопроводительными вопросами. Рекомендуем обратить внимание на то, как они организованы и как индикаторы служат заголовками для наборов вопросов, наполняют их смыслом
Направления и разделы
Анализ ситуации в учебном заведении с помощью индекса позволяет определить возможности для совершенствования его работы по трем взаимосвязанным направлениям: создание инклюзивной культуры, разработка инклюзивной политики и развитие инклюзивной практики.
Опыт применения Индекса во многих школах многочисленных стран подтверждает, что эти направления широко рассматриваются как ключевые для структурирования школьного развития. Всех их можно считать составной определенной теории развития учебного заведения. Каждое направление отражает отдельный важный участок развития, но при этом между ними существует много точек соприкосновения. Так, о влиянии культуры и политики можно судить лишь на основании показаний на практике. Сущность ценностей можно понять на основе наблюдения за действиями, и так же для понимания характера политики необходимо наблюдать за попытками влиять на практику. Если на титульном листе документа написать слова «нормативное положение», то от этого он не станет политикой в любом значимом смысле этого слова - для этого необходимо, чтобы такой документ содержал в себе четкое намерение регулировать практику. Без соответствующей стратегии реализации так называемый программный документ сводится к пустой декларации, которая годится разве что для того, чтобы производить нужное впечатление на представителей проверяющих органов и гостей школы
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)