Ценности нашей школы
В своей школе:
- Мы хотим, чтобы ко всем относились справедливо, и чтобы каждый чувствовал себя частью сообщества.
- Мы заботимся о детях и взрослых, которые учатся и работают в школе.
- Нам нравится лучше узнавать друг друга, узнавать о том, что между нами общего и чем мы отличаемся.
- Мы знаем, что мы связаны с другими людьми в мире через торговые отношения, потому что мы соседи на одной планете.
- Нас беспокоит, когда люди страдают от голода, болезней и бедности.
- Мы учимся друг у друга и делимся своими знаниями.
- Мы связываем то, что учим дома и в школе.
- Мы решаем проблемы, слушая друг друга вместе ищем решения.
- Когда мы видим, что что-то не так, то выступаем против этого.
- Мы ценим все разнообразные растения и животных, которые есть в мире.
- Мы стараемся экономить энергию и уменьшать количество отходов.
- Мы помогаем сделать нашу школу и весь мир лучшим местом для жизни.
Ценности и официальное признание
Во многих школах на стенах холла висят стенды с заявлением о ценности и другими документами, таблички и сертификаты,
свидетельствующие о том, что учебное заведение получило высокую оценку внешнего проверяющего органа за выполнение требований определенного стандарта по содействию соблюдению прав человека, укрепления здоровья, организации работы или инклюзии. У нас возникает вопрос, нет определенного несоответствия между награждением за инклюзию и инклюзивными ценностями- ведь внедрение инклюзивных ценностей в практику может быть вознаграждением само по себе. Мы также задумывались над тем, можно ли школам отмечать завершение определенного периода применения Индекса созданием собственного диплома о достигнутых успехах при участии коллектива, родителей и детей. Однако мы бы не хотели, чтобы это был какой-то сертификат, который бы утверждал, что заведение достигло конечной цели в реализации инклюзивной модели. Школы постоянно меняются, дети и взрослые приходят и двигаются дальше, возникают новые формы исключения, мобилизуются новые ресурсы.
Инклюзия - это процесс, который не заканчивается никогда. На наш взгляд, статус «инклюзивной» школы следует понимать только в одном смысле: что эта школа готова неуклонно идти по пути развития, определяя направление путешествия с помощью компаса инклюзивных ценностей.
Сообщество. Благосостояние. Обучение
Видеть разнообразное сообщество, членам которого нравится работать вместе, видеть сочувствующие действия, видеть, что каждый с удовольствием присоединяется к обучению. Слышать, как люди свободно высказывают свое мнение и приобщаются к совместной деятельности в атмосфере психологического комфорта, слышать уверенные и мужественные голоса, замечать высокие уровни участия, замечать, что мнение каждого услышано, замечать уверенность и желание попробовать себя, знать, что тебя ценят, и чувствовать себя свободно и легко как дома, чувствовать себя в безопасности и под защитой. Чувствовать гордость за индивидуальный успех и успех всей школы
Создание альянсов
В целях содействия развитию учебных заведений реализуются и другие инициативы (проекты, программы и т.д.). Они основываются на ценностях, подобно изложенным в Индексе, и имеют много общего с его содержанием и подходом. Индекс помогает совместить все эти направления деятельности, уменьшить фрагментацию усилий и снизить уровень нагрузки на коллектив школы, связанный с ее участием в различных инициативах.
Мероприятия, которые проводятся в школах в рамках этих инициатив, способствуют расширению сообществ
людей, которые видят свою задачу в реализации инклюзивных ценностей. Все программы в списке связаны с развитием образования и совершенствованием работы школы. Способствуют они продвижению инклюзии, или, наоборот, противодействуют ей - зависит от того, какое значение люди вкладывают в понятие развития. Слова
«развитие», «усовершенствование», «качество» и «хорошая практика» принадлежат к семейству понятий, употребление которых предполагает наличие определенного ценностного основания, которое редко конкретизируется. Существует много точек зрения на то, что собой представляет развитие и хорошая практика. В нашем понимании развитие образования - это изменения, осуществляемые в соответствии с инклюзивными ценностями.
Индекс побуждает школы соотносить то, что происходит в их жизни и на локальном уровне, с действиями и событиями в других частях мира. Он подчеркивает глобальные взаимосвязи между людьми. С позиции Индекса понятие инклюзии также включает в себя обеспечение устойчивого образа жизни различных сообществ и устойчивой природной среды.
Поэтому он также может служить одним из инструментов организации «постоянных школ» и продвижения движения «экологических школ». Значительная часть материалов программы «Школы укрепления здоровья», подобно Индексу, посвящена вопросам здорового участия и благополучия каждого в образовании. Далее, Индекс не выделяет определенные этнические сообщества, которые составляют меньшинство, делая это в тем или иным дискриминационным образом. Вместо этого он способствует усилению сплоченности общества, помогая охватить вниманием всех ее членов. В пособии также отражены идеи «инновационного мышления» и «обучение без ограничений», предусматривающие преподавание без категоризации детей по уровню способностей. «Реализация инклюзивных ценностей на практике» означает, что школы, которые работают с Индексом, становятся «ценностно-ориентированными» и «Способствуют соблюдению прав человека».
В названии говорится о «инклюзивное развитие образования», поскольку прилагательное «Инклюзивный» характеризует всеобъемлющую концепцию, которая отражает определенную систему ценностей, заложенных в целом ряде образовательных инициатив. Наши коллеги в этом же смысле используют другие слова, например, «демократическая», «ценностно-ориентированная», имея в виду некий общий подход к образованию. Для нас неважно, какое слово выбирают для употребления в этом интегрированном смысле - при условии, что необходимость поиска такой всеобъемлющей концепции признается, совместные программы реализуются согласованно, а их сторонники образуют альянсы для объединения усилий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)