Роль различных субъектов общества в защите прав человека с инвалидностью
Каким образом эффективно задействовать систему защиты прав человека с инвалидностью? Что и как может сделать активный человек, которого беспокоит определенная проблемная ситуация? Какими должны быть журналистские материалы, ведь в этой теме так много деликатного, начиная даже с того, как не обидеть, называя человека, о котором идет речь? Что и как должны делать социальные службы?
Все эти вопросы довольно сложные. И сложность их заключается прежде всего в том, что не только в нашей стране, но и во всем мире изменился подход к восприятию инвалидности. В отдельных обществах такие изменения произошли ранее, и они уже имеют больший опыт, некоторые только такой опыт приобретают.
И здесь, как это часто бывает, рецепт очень простой, но сложно исполняемый. Где бы вы ни работали, в какой сфере деятельности не занимались бы, следует всегда иметь в виду, что каждый человек имеет человеческое достоинство, права и свободы по факту своего рождения. И любые различия, включая инвалидность, нуждаются просто в восприятии. Иногда не стоит пытаться исправить, откорректировать, а просто воспринимать. Включение и интеграция - именно такой подход. И если для этого есть потребность в создании определенных условий, стоит пытаться эти условия обеспечить. Ситуация взаимопомощи и солидарности является нормальной ситуацией в любом человеческом сообществе. Для государства - создание таких условий, насколько это возможно является положительной обязанностью. Обычно такие обязательные действия государства называют «умным устройством».
Важно помнить, что представители государственных органов, служб и организаций должны действовать только в пределах своих полномочий. Речь идет о контакте агентов государства и человека с инвалидностью, нередко эти полномочия включают и позитивные обязанности. Например, местные органы власти при планировании строительных объектов обязаны учитывать строительные стандарты, обеспечивающие архитектурную доступность для представителей маломобильных групп. Исходя из принципов прав человека, в судах, учреждениях исполнения наказаний, на таможнях и других местах, где потенциально человек может быть задержан и находиться некоторое время, должны быть специально подготовленные работники персонала, которые будут помогать в случае необходимости.
Аналогична ситуация и в отношении бизнес-структур, которые предоставляют услуги. Так, например, в аэропортах так же должны быть специально подготовленные работники. Нельзя сказать, что все вокруг надо приспособить. Это нереально. Так же, как сдвинуть высокую гору или выровнять ее. Однако, такое разумное приспособление должно происходить насколько это возможно. Особенно это касается жизненно важных мест и ситуаций. Для государства - это обязанность, для бизнеса такую обязанность должно создавать законодательство, следовательно, государство. Во многих случаях государство поощряет бизнес к позитивным действиям в отношении людей с инвалидностью. Например, об этом можно сказать, когда создаются налоговые льготы при устройстве на работу человека с инвалидностью.
Важно подчеркнуть роль представителей социальных служб. Именно от них очень многое зависит. Именно они обычно имеют постоянный контакт с человеком, который имеет инвалидность. Самой большой проблемой бывает, когда работники социальных служб решают за человека, как для него будет лучше. Это порочная практика и ее надо менять. Стоит помнить, что социальные работники так же выступают от имени государства и должны действовать исключительно в пределах своих полномочий. А роль социальных служб очень большая и важная. Именно от них, от понимания представителями социальных служб подхода к инвалидности с позиций прав человека во многом зависит, насколько изменения будут быстрыми и эффективными.
Что касается негосударственных организаций, то они могут предоставлять в интересах людей с инвалидностью различные услуги, помощь или действовать, защищая права и интересы людей с инвалидностью. Практикой многих стран является активное включение негосударственного сектора в систему социальной поддержки людей с инвалидностью, если в такой поддержке есть необходимость. Отдельные люди, волонтеры общественных организаций, особенно на уровне местной общины организуют помощь и поддержку. Благодаря тому, что государство предпочитает поддержку на уровне местной общины, даже финансирует такую деятельность, поддерживает семью с ребенком, который имеет инвалидность, в таких государствах, например, фактически отсутствуют государственные полузакрытые интернаты, где проживают дети с тяжелыми физическими и психическими недостатками.
Есть негосударственные организации, которые осуществляют постоянный контроль за действиями власти в той сфере, в которой работают. Среди таких организаций есть и те, которые объединяют самих людей с инвалидностью.
Общественные организации используют различные виды действий в защиту общественных интересов. Условно эти виды действий можно классифицировать как правовые, политические, образовательные, коллективные общественные действия. Важным видом действий, которые можно выделить среди других, является мониторинг.
Среди примеров правовых действий в интересах людей с инвалидностью можно назвать работу общественной приемной, которая оказывает правовую помощь в ситуациях, когда проблема касается человека, который имеет инвалидность. Это позволяет помочь человеку в конкретной ситуации, получить квалифицированную юридическую консультацию. Обычно для тех, кто обращается, такие консультации бесплатные. Стратегическая судебная тяжба позволяет не просто решить проблему одного человека, но привести к изменениям законодательства или практики путем спланированных действий, связанных с судебным производством.
Благодаря политическим действиям общественные организации пытаются повлиять на формирование законодательства или добиться изменений в нем, проводя переговоры с политиками, организуя публичные встречи с представителями власти, чтобы донести до них рекомендации относительно необходимых изменений в определенной сфере, необходимость принятия определенного решения.
Общественные коллективные действия являются действенным инструментом тогда, когда необходима широкая огласка проблемы, привлечение большого количества неравнодушных, донесение информации до власть-имущих, когда не помогают переговоры или правовые действия, или же чтобы усилить тот же процесс переговоров, указывая на то, что проблема имеет большой резонанс в обществе. Часто такие акции называют акциями прямого действия, это демонстрации и митинги, театрализованные представления, которые поднимают определенную социальную проблему. Например, марш инвалидов, пользующихся колясками для передвижения, предложение чиновникам пересесть в инвалидную коляску и попробовать посетить жизненно необходимые объекты в городе.
Образовательные действия далеко не всегда приводят к быстрым изменениям. Но правильно построенная стратегия использования образовательных действий обычно дает устойчивые и эффективные результаты. Можно проводить тренинги и семинары, дистанционные учебные курсы для учителей, врачей, социальных работников, работников учреждений и организаций, работающих в интересах людей с инвалидностью. Можно осуществлять обучение самих людей с инвалидностью, обучая навыкам поведения в проблемных ситуациях. Сюда можно отнести и широкие информационные кампании по разъяснению определенного важного вопроса, привлечение внимания к проблеме и т.д.
Мониторинг как планомерное, систематическое, проводимое по определенной схеме исследование определенного фрагмента социальной действительности позволяет получить факты, характеризующие проблему, которые указывают на ее причины. Это позволяет выработать рекомендации для власти, эффективно спланировать свои действия, обратить внимание международных организаций, общественности на проблему, имея при этом хорошие аргументы своей гражданской позиции.
Обычно общественные организации используют различные способы влияния на решение общественно значимой проблемы, создавая таким образом целую систему шагов и действий, которые уверенно ведут к результату. Стоит отметить, что именно благодаря целому комплексу действий общественных организаций, привлечению средств массовой информации, привлечению внимания международных организаций удалось добиться принятия Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Теперь государство должно считаться с нормами этого международного договора, соблюдать его положения, как положения любого другого закона, реформировать законодательство в соответствие с нормами Конвенции.
Журналисты также представляют преимущественно негосударственный сектор. Средства массовой информации иногда называют «четвертой властью», что подчеркивает их большой вес в формировании общественного мнения и вообще влияние на общественные процессы. Для журналистов важно понимать, какие именно акценты расставлять, освещая ту или иную проблему. В чем именно ожидается от них поддержка в интересах людей с инвалидностью. Важно понимать несколько принципов. Во-первых, важно постоянно освещать достижения людей, имеющих инвалидность, а во многих случаях даже их преимущества. Во-вторых, на существующие проблемы, стоит смотреть сквозь призму прав человека.
Таким образом, в любом случае не стоит в человеке видеть проблему, но в проблеме важно видеть человека, который нуждается в элементарной поддержке или просто в равном отношении. Не стоит пытаться изменить человека, но стоит предпринимать усилия, чтобы менять свое отношение. Конвенция Организации Объединенных Наций о правах инвалидов является хорошим «гидом», «дорожной картой» для того, чтобы почувствовать мир таким, как воспринимает его человек с инвалидностью. И почувствовать не только проблемы, но и преимущества такого мировосприятия. Понять красоту многообразия мира и чувствовать себя действительно человеком.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)