Основа семейно центрированного подхода
Основой является философия укрепления, усиления родителей (на английском языке - empowering). Такой подход предполагает фокусировку специалистов на том, чтобы дать родителям почувствовать собственные ресурсы и силы - личностные, и своей семьи и своей социальной среды, распознать свои способности и положительные, а также развить свой потенциал. Такая модель предполагает рост родительской компетентности и соответствии веры в себя, своего ребенка, свою семью и сообщество. То есть задача специалистов не в том, чтобы быть экспертами, которые одни знают, и соответственно родители становятся зависимыми и нуждаются в постоянной поддержке и консультаций со стороны специалистов. Роль специалистов, прежде всего в том, чтобы помочь родителям быть хорошими родителями и экспертами в отношении своего ребенка, а соответственно - все больше независимыми от специалистов (конечно, это не касается сфер, где требуется профессиональная компетентность). Роль специалистов в том, чтобы помочь родителям мобилизовать собственные ресурсы, найти / развить социальные ресурсы общины, чтобы, в конце концов, семья имела широкую сеть поддержки, а соответственно, одна программа или специалист не были его единственными источниками понимания и поддержки. И это понятно из метафоры сопровождения - сопровождающее - не те, что ставят в зависимость родителей от себя, а те, которые помогает им идти дальше своей дорогой - к другим личностям, которые на других этапах могут поддержать / сопровождать семью. Поэтому семейно центрированные программы ориентированы на развитие внешнего партнерства и сети сотрудничества между учреждениями от программ Раннего Вмешательства, специализированных реабилитационных центров и учреждений, садов, школ и тому подобное. Забота о семье и ребенке не должна также отводить от осознания потребности развития такой адекватной сети услуг для детей с неполноценностью особыми потребностями. И если, например, детей с неполноценностью синдромом Дауна отказываются интегрировать в обычные детские сады, то важно не просто «поддерживать семью» - мол, «вы не одни" - но активно, объединенными усилиями родителей и специалистов достигать изменений, реформ, отстаивать права детей и менять систему услуг. То же касается и, например, ситуаций социального отторжения. А именно, когда родители здоровых детей указывают родителям детей с неполноценностью, что им не стоит играть вместе на одной площадке. Опять же подход будет не только в сочувствии, но и в помощи родителям сформировать позицию, научить конструктивно общаться с родителями здоровых детей в таких ситуациях, менять их мнение и отстаивать право и потребность своего ребенка на общение со сверстниками, игровые площадки и тому подобное. Формирование такой позиции может вести к общей или индивидуальной планировке родителями конкретных действий по изменению общественного сознания.
Пример - кампания, организованная маленькой группой родителей детей с неполноценностью ДЦП на колясках, решили искать способы решения проблемы - водители некоторых маршрутных автобусов не останавливаются по просьбе родителей, когда видят, что с ними ребенок на коляске. Поэтому родители решили активно выражать благодарность тем водителям, которые останавливались, направления и в прессу, благодарственные письма на фирму, на которой они работают, благодарны звонки руководству за качество обслуживания и тому подобное. С другой стороны, они решили активно записывать номера автобусов, что не останавливались, а потом звонить с жалобами руководству и тому подобное. Для такой акции родителей не использовались специалисты, это была чисто их идея. Заслуга их возможно, только в том, что активная позиция адвокатов и поборников прав и потребностей собственного ребенка сформировалась у родителей в контексте сотрудничества со специалистами в семейно центрированной программе.
Итак, этот подход реализуется, прежде всего, с помощью маленьких ежедневных деталей общения, взаимодействия между родителями, ребенком, специалистами. В такой работе важна каждая, на первый взгляд, маленькая деталь - от тона голоса и образа поздравления, к зрительному контакту специалистов, когда они приветствуют, внимательности к невербальным посланиям со стороны родителей и ребенка, в общем внимательности и открытости. Именно эти детали ежедневного общения строят партнерские отношения между родителями и специалистами. Отношения, которые являются основой всей модели. И именно эти отношения станут темой следующего раздела.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)