Аутизм и раннее вмешательство
Как уже упоминалось, в раннем возрасте важно обеспечить раннее вмешательство - комплекс реабилитационных мероприятий, реализуемый командой компетентных специалистов на основе современных методик помощи детям с расстройствами спектра аутизма. Воплощение этих методик предусматривает, прежде всего, проведение педагогических и логопедических занятий, направленных на развитие речи, общения, социальных навыков и когнитивных функций. Специальный педагог и логопед ведут эти занятия в зависимости от потребности в индивидуальном и в групповом форматах. Методика сенсорной интеграции способствует нормализации различных сенсорных систем (тактильной, слуховой, зрительной и др.) - у детей с расстройством спектра аутизма часто присутствует дисбаланс этих систем с гипо- или гиперчувствительностью некоторых из них - и именно этим часто обусловлены симптомы аутизма и некоторые проявления проблемного поведения. Важную роль играет также работа психолога, направленная на развитие социальных навыков и уменьшение поведенческих проблем путем применения методов поведенческой терапии. Все эти методики, конечно, воплощаются в контексте сотрудничества с родителями, социально-психологического сопровождения семьи. Использование этих методик нацелено на достижение прогресса в трех основных проблемных сферах:
социального взаимодействия;
речи и общения;
стереотипное, ограниченное поведение.
Специалисты ставят конкретные цели и совместно с родителями работают на их достижение.
Несмотря на то, что существует большой перечень методик, разработанных для детей с расстройствами спектра аутизма, родителям важно на основе достоверных научных оценок эффективности той или иной методики, а также консультаций с объективными специалистами, которым они доверяют, самостоятельно делать выбор о целесообразности применения, «испытания» той или иной методики. Ведь далеко не все они эффективны - а время вмешательств и финансы родителей ограничены - поэтому очень важно инвестировать время и ресурсы в то, что может принести наибольшую пользу ребенку.
Присутствие ребенка с аутизмом влияет на всех членов семьи и на жизнь семьи в целом. Поэтому очень важно осознанно и мудро адаптировать жизнь семьи в присутствии ребенка с аутизмом, но также и адаптировать ребенка с аутизмом к жизни в семье. Дети растут счастливыми в крепких и дружных семьях, это касается всех детей, а для детей с особыми потребностями, пожалуй, это первая и главная их необходимость. Поэтому так важно, чтобы наличие определенных трудностей, стрессов и испытаний не стало преградой для положительных отношений в семье, для общения и взаимоподдержки, совместных праздников и традиций, понимания между родными - чтобы было все то, что делает семью счастливой.
В конце концов, многие родители детей с особыми потребностями отмечают, что иногда именно испытания и трудности «подтолкнули» семью к открытию, в чем на самом деле суть счастья...
Иногда может оказаться целесообразной также и определенная реорганизация жизни семьи с целью лучше адаптироваться к потребностям «новой дороги» - это может касаться и финансового планирования, распределения ролей между отцом и матерью, привлечением дополнительных внешних источников помощи и др.
То же касается и отношений с родными, друзьями, окружением - им важно помочь понимать особенности ребенка, воспринимать и любить его таким, какой он есть. Важно, чтобы уже с раннего возраста проходила социальная интеграция ребенка, несмотря на все трудности, которые могут возникать при этом. И опять же, важно не только, чтобы один маленький особенный человек адаптировался и учился жить в более широком социальном мире вне семьи, но изменения требует и целое окружение. В реабилитации нуждается все общество, необходимо совместными усилиями изменить его, сделать более открытым и толерантным к людям с особыми потребностями.
Каждый ребенок с расстройствами спектра аутизма требует и имеет право на качественное образование. Речь идет, как и о дошкольном, так и, безусловно, школьном образовании.
Относительно дошкольного образования - ребенок с расстройством спектра аутизма в большинстве случаев может быть интегрирован в обычный детский сад. И при сложных поведенческих и когнитивных нарушениях может быть целесообразным пребывание ребенка в специализированных реабилитационных группах для детей с нарушениями развития.
Впрочем, где бы ни находился ваш ребенок, важно, чтобы специалисты, которые с ним будут работать, были открытыми и компетентными. Успешное дошкольное образование является первым звеном социализации ребенка в среду сверстников.
Вам часто может казаться, что вы единственные, кто имеет такого особого ребенка. Однако это не так. Есть много других семей, которые идут той же дорогой. Контакты с ними могут стать очень ценным ресурсом для семьи. Общаясь между собой, родители детей с расстройством спектра аутизма могут найти источник понимания, поддержки. Часто между ними завязывается глубокая дружба. Собравшись вместе, родители также являются мощной силой, которая может менять общество, достигать необходимых изменений в системе услуг для детей с особыми потребностями, в общественном сознании в целом.
Этот шаг, хотя и последний - очень важен. Не забудьте о себе! Помните, вам понадобится время на отдых и восстановление энергии, на то, чтобы почерпнуть вдохновения и мудрости. А они вам так нужны на этой дороге! Поэтому найдите время на то, чтобы пополнять свои ресурсы - духовные, межличностные, внутренние...
Важно также, чтобы вы не забывали свои другие личные планы, проекты, мечты - ведь, когда вы можете в полной мере реализовать себя, когда вы счастливы - с вами счастлив и ваш ребенок, и ваша семья! Достичь всего этого очень непросто. Много еще стрессов и испытаний может выпасть на вашу дорогу. Но необходимо верить в силу человеческого духа, в способность человека мудростью и любовью переживать любые трудности и идти вперед по пути надежды...
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)