Учебно - тематический план
Содержание учебного модуля.
Модуль 1
Дифференцированное преподавание: обеспечение систематизированного подхода к обучению с учетом различий учащихся с особыми потребностями.
1.1. Основы дифференцированного преподавания ;
1.2. Этапы планирования дифференцированного обучения .
Модуль 2
Реализация подходов дифференцированного обучения в инклюзивном классе.
2.1. Взаимосвязь и взаимообусловленность дифференцированного обучения и оценивания.
2.2. Технологии дифференцированного преподавания - адаптации и модификации содержания, процесса, продукта, среды.
2.3. Планирование уроков: анализ курикулума и методов преподавания.
2.4. Организация работы учащихся на уроке и учета индивидуальных особенностей в разнообразном коллективе.
МОДУЛЬ 1
Дифференцированное преподавание: обеспечение систематизированного подхода к обучению с учетом различий учащихся с особыми потребностями.
Тема 1.1. Основы дифференцированного обучения.
Введение в курс: план работы, структура и ожидаемые результаты по завершению курса. Дифференцированное преподавание: из истории проблемы; обоснование подходов к преподаванию; индивидуализированное и личностно-ориентированное обучение, особенности традиционного обучения детей с нарушениями психофизического развития; концепция дифференцированного обучения; основные понятия и понятийно-терминологический аппарат. Дифференцированное преподавание как средство удовлетворения особых образовательных потребностей всех учащихся. Научные исследования проблемы дифференцированного преподавания.
Тема 1.2. Этапы планирования дифференцированного преподавания.
Планирование дифференцированного обучения: роль учителя и его взаимодействие с командой специалистов, родителями. Особенности организации учебной среды и ее воздействие на учащихся. Анализ учебного плана и индивидуальных особенностей учащихся. Планирование уроков на основе научно обоснованных методов; набор эффективных методов обучения учеников с особыми потребностями. Технология реализации дифференцированного обучения в ежедневной практике учителя. Индикаторы качества преподавания и совершенствования практики на основе фактической информации.
МОДУЛЬ 2
Реализация подходов дифференцированного обучения в инклюзивном классе.
Тема 2.1. Взаимосвязь и взаимообусловленность дифференцированного обучения и оценивания.
Взаимосвязь между оцениванием и преподаванием; их этапность и взаимообусловленность. Виды оценивания; способы применения оценивания как формального, так и неформального, с целью выявления и учета учебных потребностей всех учащихся. Цели оценивания: оценивание для обучения и оценивание самого процесса обучения. Планирование оценивания для дальнейшего дифференцированного обучения. Овладение практическими навыкамиоценивания и планирования для применения дифференцированного обучения в инклюзивном классе.
2.2. Технологии дифференцированного обучения - Адаптация и модификация содержания, процесса, продукта, среды.
Основные факторы дифференцированного обучения, которые обусловливают эффективность урока. Дифференциации содержания, процесса, конечного продукта (результата) и среды. Применение адаптации и модификации (материалов и ресурсов; форм и методов преподавания; задач и оценки). Воплощение подходов дифференцированного обучения: варьирование требований по выполнению задач учениками (объем, уровень сложности, время и способ выполнения, форма и способ демонстрации выполненного тому подобное). Учет индивидуальных различий учащихся выбора подходов в преподавании.
2.3. Планирование уроков: анализ курикулума и методов преподавания.
Понятие «курикулум» и «универсальный дизайн».
Стратегии планирования урока с дифференцированным преподаванием на основе предварительного и текущего оценивания. Учет индивидуальных особенностей учащихся при выборе методов обучения (уровень подготовленности, индивидуальный стиль обучения, интересы и склонности). Практическое планирование уроков; способы структурирования занятий для удовлетворения потребностей всех учащихся.
Тема 2.4. Организация работы учащихся на уроке и учет индивидуальных особенностей в разнообразном коллективе.
Стратегии управления классом. Принятие учителем разнообразия ученического коллектива (разные уровни базовых и текущих знаний учащихся, их подготовленность, учебные интересы и тому подобное). Навыки педагога по организации процесса обучения учащихся с различными учебными возможностями в условиях одного класса; обеспечение необходимой поддержки и достижение успеха. Практика дифференцированного обучения: разработка одного урока в инклюзивном классе (оценивание индивидуальных потребностей учащихся, планирование преподавания и выбор методов и приемов, адаптации и модификации, которые должен использовать учитель).
Раздел I
Дифференциация обучения:
Обеспечение систематизированного подхода к обучению с учетом особенностей учащихся с особыми потребностями.
1.1 Основы дифференцированного преподавания.
1.2. Этапы планирования дифференцированного преподавания.
Самая большая ошибка педагогов прошлых веков заключалась в том, что они считали всех детей «вариантами» одного человека и поэтому думали, что будет правильно обучать их одним и тем же дисциплинам по единым методикам.
1.1. Основы дифференцированного преподавания.
Что такое дифференцированное преподавание? Термин «дифференцированное преподавание» сравнительно новый в отечественном образовательном пространстве. Дифференцированное преподавание рассматривается как концептуальный подход и практическая технология специфической организации учебного процесса. Этот подход дает педагогу возможность учитывать различия между учениками и обеспечивать оптимальный и результативный учебный опыт для каждого из них. В дифференцированном преподавании изначально предполагается, что все ученики разные, а значит, задача учителя заключается в том, чтобы выявить эти различия и соответствующим образом выстроить учебный процесс, обеспечив оптимально эффективный учебный опыт для всех детей. Такой подход к преподаванию, ориентированный на потребности учащихся, очень перспективный в обучении разнообразного ученического коллектива, в том числе и детей с нарушениями психофизического развития. Дифференцированное преподавание предусматривает создание учебной среды и организации учебного процесса таким образом, чтобы обеспечить успешное овладение курикулумом детьми с различными образовательными потребностями (с нарушениями психофизического развития, с одаренностью, из различных культур).
Благодаря внедрению дифференцированного обучения обычная программа обучения массовой школы станет доступной для детей с особыми потребностями, они смогут успешно овладевать содержанием обучения, быть активными участниками учебного процесса и, что самое важное, достигать максимальных (для каждого) результатов. В отличие от традиционной системы преподавания, которая предусматривает использование устойчивого учебного плана и единые требования, ведущую роль учителя в этом процессе, в дифференцированном подходе главное место занимает индивидуальная учебная деятельность ребенка. Ее внедрение позволяет удовлетворять индивидуальные потребности, развивать сильные стороны детей и их интересы непосредственно в учебно-воспитательном процессе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)