Достижение консенсуса в группах
Из практики начальной/младшей/старшей школы
Главной целью современного подхода к изучению математики является воспитание в учащихся способности мыслить гибко и аналитически и решать реальные жизненные задачи. Описанная методика предусматривает проработку нескольких способов решения проблемы. Поэтому ее можно использовать достаточно часто в работе с учениками любой возрастной группы, независимо от уровня сложности их программы по математике. Также, ученикам с ограниченным объемом теоретических знаний она позволяет предложить свой, более конкретный, вариант решения поставленной задачи. К примеру:
Приведите несколько вариантов деления 128 на 3.
Попросите одного ученика в группе следить за выработкой консенсусного решения. Пока дети обсуждают различные идеи, этот ученик держит у себя единственный карандаш, которым располагает группа. Он отдает его секретарю только после того, как каждый участник согласился с тем или иным фактом. Дети могут выполнять роль секретаря по очереди (по «вертушке», передавая по кругу лист с описанием хода работы в группе). Группа выбирает одного из участников на роль репортера, который отчитывается о результатах ее деятельности. Для создания атмосферы взаимозависимости отдельным участникам также поручают определенные функции, например, следить за временем и обеспечивать необходимые материалы.
Голосование за то или иное предложение проводится жестом руки, вроде популярной детской игры «камень-ножницы-бумага». На счет три ученики жестом демонстрируют уровень своего согласия. Поскольку все голосуют одновременно, то маловероятно, чтобы ученики проявляли конформизм с мнением других.
Неформальные группы
Неформальные группы остаются стабильными в течение одного или нескольких уроков, пока ученики вместе выполняют определенную задачу. Одним из примеров групповой работы, которая продолжается одно-два занятия, является «ажурная пила». На уроке, построенном на этой методике, дети сами организуют и изучают новый материал. В этом параграфе мы подробно остановимся на таких методах групповой деятельности как «ажурная пила» и совместное обучение в малых группах-командах.
Общим для всех неформальных методов кооперативного обучения является то, что ребенок делает свой индивидуальный вклад в достижение общего результата. Это позволяет структурировать материалы с учетом индивидуальных потребностей. Например, варьировать уровень сложности отдельных частей материала для обработки разными детьми (по методу «ажурной пилы»). В частности, никто не заметит, что одна из экспертных групп получает модифицированные материалы для чтения. Задание этих детей такое же, как и для товарищей по классу, – прочитать и понять материал с помощью надлежащих стратегий и затем представить новую информацию в «домашних» группах.
Метод «ажурная пила»
По методике «ажурной пилы», дети переходят из «домашних» групп в соответствующие экспертные группы для изучения определенного материала. По завершении этой работы, каждый из «экспертов» должен вернуться к своей «домашней» группе с частью знаний и объяснить их товарищам.
Эти группы должны быть гетерогенными (разноуровневыми). Методику «ажурной пилы» рекомендуется применять для формирования общих знаний в процессе обработки определенного текста. Также, она является хорошим стимулом к исследованию отдельных процессов учебной деятельности. Это отличный старт для отработки различных приемов чтения и запоминания информации:
- поиск главной идеи в тексте;
- приемы запоминания;
- контроль понимания материала;
- активное слушание.
Педагогический подход, направленный на формирование стратегий познавательной деятельности, является эффективным, если ученики сами убеждены в его полезности. Иными словами, определенная целевая стратегия должна быть значимой для ребенка. Это мотивирует сосредоточено работать дальше и специально применять данную стратегию, в частности на первых этапах. Этому в значительной степени способствует работа в группах по методике «ажурной пилы», где ученики должны ознакомиться с содержанием темы и запомнить его. С другой стороны, описанная методика дает толчок к исследованию отдельных процессов учебной деятельности, когда ученики обдумывают ход своих мыслей и делятся ими с товарищами по группе. «Ажурная пила» полезна для формирования общих знаний, она создает условия для практической отработки социальных навыков и помогает уменьшить нарушения дисциплины.
- Каждый член группы получает одну часть из определенного набора материалов.
- Ученики встречаются со своими партнерами, которых интересует тот же аспект учебной темы. Они вместе изучают материал и планируют, как его лучше объяснить в своей «домашней» группе.
- Ученики возвращаются в «домашние» группы и объясняют свою часть материала остальным участникам.
- Педагог проводит оценку и выясняет степень усвоения темы.
- Группы получают вознаграждение за успешный результат.
На первый взгляд создается впечатление, что внедрение этой методики на уроке требует существенной подготовки. Однако с каждой последующей попыткой применять «ажурную пилу» будет все легче. Постепенно ученики также усваивают правила и свои обязанности во время работы в группах. Планируя занятия в новом модуле, педагог определяет методику обработки текста. Он просит более продвинутых учеников записать его для «слабых» одноклассников. После каждого упражнения по методике «ажурной пилы» дети идут на свои места и выполняют небольшую контрольную. Они отвечают на вопросы по теме, которую только что обрабатывали в группах. Затем учащиеся возвращаются в «домашние» группы и выполняют одну контрольную на всех. Это подчеркивает значение эффективного взаимодействия в группе (то есть групповых процессов) и помогает осознать цель целого ряда стратегий. После обработки новой темы в экспертных и «домашних» группах дети выполняют другие виды деятельности, которые логически продолжают описанную методику. В этом процессе они должны сами убедиться, что применение стратегий помогает им лучше запоминать и воспроизводить материал. Таким образом, ученики выше оценивают их пользу. Будучи убежденными в преимуществах той или иной стратегии, они начинают сознательно обращаться к ней при работе с текстом.
«Ажурная пила» в разнообразном классе
На основе «ажурной» пилы» можно создавать варианты этой методики, которые дают возможность учитывать потребности детей с разными стилями обучения и уровнем подготовки/способностей.
|
По одному ученику из каждой «домашней» группы объединяются в группу экспертов. Чтобы организовать и, при необходимости, несколько раз повторить информацию, им понадобится поддержка и подсказка со стороны взрослого. Эти дети хорошо справляются с текстом, в котором содержатся конкретные факты. В зависимости от сформированности навыков чтения, учителю необходимо взять для них в библиотеке материалы с более доступной и понятной формой изложения. В экспертных группах дети черпают информацию из разных источников. Поэтому, если кто-то из учеников использует простой текст, это остается незамеченным. |
|
Эти ученики могут работать с материалами в аудио-формате (обычно старшие ученики с готовность откликаются на просьбу учителя записать несколько коротких текстов на диктофон до начала роков!) |
|
Эти дети создают «экспертную» группу, которая работает с текстами повышенной сложности. В своих группах они презентуют информацию больше абстрактного характера. Обучая других участников группы понятиям новой темы, они сами начинают лучше их понимать. |
Совместное обучение в малых группах-командах
- Учеников объединяют в небольшие гетерогенные (разноуровневые) группы.
- Дети вместе изучают материал. Каждый участник должен знать его сам и объяснить другим членам команды.
- Учитель оценивает знания каждого ребенка с помощью короткой контрольной, которую учащиеся выполняют индивидуально.
- Общая оценка команды подсчитывается путем сложения баллов, которые индивидуальные учащиеся должны заслужить за улучшение своих предыдущих результатов. Учитель отдельно отмечает команды, добившиеся наибольшего улучшения в уровне успеваемости своих участников.
Командная работа по этому методу напоминает некоторые элементы «ажурной пилы». Но она также предусматривает стартовое и итоговое тестирование, цель которого – выявить степень улучшения знаний и навыков. Обучение в малых группах-командах полезно применять для выработки стратегий слушания, запоминания и понимания прочитанного. Дети не только должны использовать их, чтобы самим изучить и запомнить материал. Они также обязаны следить за тем, чтобы другие участники использовали эффективные стратегии для оптимизации своего обучения. Ученики лучше усваивают материал, успешно его воспроизводят, причем наблюдают такой же эффект у своих товарищей. Для них это еще раз подчеркивает важное значение стратегий.
Из практики начальной школы
Работая в командах, дети учатся применять стратегии правописания, которые им предварительно объяснили и смоделировали.
Во время стартового теста учащиеся пишут сложные слова под диктовку учителя. Как правило, тематика диктанта совпадает с текущей темой, например, названия российских областей. При этом главное внимание сосредотачивается не на словах, а на видах стратегий, которые помогают правильно их писать. Учитель проверяет диктанты и возвращает их ученикам как справочную информацию для групповой работы.
Дети в группах изучают написание этих слов и пытаются объяснить его другим участникам. Именно на этом этапе они учатся определять нужные стратегии и применять их там, где это необходимо. Иногда учитель приостанавливает работу той или иной группы и просит ее членов рассказать о некоторых своих стратегиях всему классу.
Далее учащиеся индивидуально выполняют итоговый тест. Вознаграждение для группы определяют на основе среднего показателя улучшения результатов ее участников. Если команде не удалось добиться успеха, она может поработать дополнительно и пройти тест снова, пока не продемонстрирует свой ожидаемый результат.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)