7.3 Матрица вопросов
Матрица вопросов разрабатывалась как методика научного исследования. Из пары слов в каждой ее клеточке можно сформулировать вопрос общего характера к любой области знаний. Ячейки матрицы организованы в иерархическом порядке, который отражает разные уровни интеллектуального процесса. Учитель по своему усмотрению выбирает уровень словарных пар и составляет свою собственную матрицу согласно степени сложности материала и подготовленности учащихся.
- Чтобы обучать учеников на практике задавать вопросы и отвечать на них, рекомендуется организовывать работу в группах с помощью различных методик кооперативного обучения. Например, после ознакомления с текстом дети составляют список вопросов и затем выбирают из них три или четыре лучших. Далее каждая группа обмениваешься своими вопросами с другой, которая на них отвечает.
- Также, прекрасная возможность для отработки любых приемов постановки вопросов существует в процессе парной работы. Чтобы организовать такое учебное общение, когда ученики задают вопросы к тексту друг другу и отвечают на них, эффективна методика «поговори с партнером». Она позволяет начать эту работу на уроке спонтанно, без предварительного планирования. Например, при чтении текста педагог предлагает детям повернуться к своему партнеру и задать ему/ей один вопрос. Тот должен на него ответить. Затем ученики меняются ролями. Разумеется, уровень таких вопросов будет соответствовать уровню подготовленности самих детей. Наблюдая за работой в парах, учитель может составить некоторое представление о том, насколько дети в классе различаются по степени усвоения знаний, умений и навыков, по своим индивидуальным способностям, и в дальнейшем подбирать для них тексты надлежащего уровня сложности.
Схемы - «паутинки»
В середине такой схемы отмечается главная идея или тема. Это центральный элемент, от которого в разные стороны разветвляются отдельные связанные с ним категории и сопроводительные данные. Эту методику полезно применять в процессе «мозгового штурма» или с целью обобщения информации. Она помогает ученикам анализировать характерные черты того или иного явления и организовывать информацию, чтобы лучше ее запомнить. В свою очередь, организация информации – это тоже учебная цель, которая подходит для всех учащихся
Орфография
Люди, которые правильно пишут, для улучшения орфографии используют специальные приемы или стратегии. Независимо от уровня их способностей, учитель должен помогать всем ученикам приобрести навыки правописания, активно применять их на практике и моделировать способы использования таких стратегий. Конечно, в конце периода обучения мы не ожидаем, что каждый ребенок сможет сам применять все эти приемы. Ведь для некоторых детей реалистичной учебной целью является уже то, что они будут знать о существовании таких стратегий и понимать их роль в улучшении умение правильно писать.
Далее в списке приведены примеры различных видов деятельности для изучения и совершенствования стратегий правильного письма в работе с учениками начальной школы.
- Ученики работают в малых одноуровневых группах по 3-4 участника. Для каждой группы учитель подбирает несколько слов из новой темы. Дети выполняют предварительный тест по написанию этих слов. Успех работы группы определяется по степени улучшения навыков ее членов, а не по конечному результату. Важно, что в процессе такой деятельности, учащиеся могут обсуждать эффективные стратегии правильного письма и способы их применения. Каждая группа должна внимательно рассмотреть типы ошибок, допускаемых ее индивидуальными участниками, и определить наиболее целесообразную стратегию для их устранения в последующих письменных работах. Затем, работая в общем кругу, группы рассказывают о выбранных стратегиях, а другие дети перенимают их или помогают усовершенствовать. В таком обучении успешность определяется на основе улучшения коллективного результата и это мотивирует детей с лучшими навыками правописания помогать слабым участникам группы понять и применять приемы для запоминания слов.
- Как один из вариантов для организации работы по совершенствованию правописания: предложите ученикам составить свои списки слов, которые они хотят научиться писать. Это могут быть слова из их письменных работ, различных отраслей знаний или текущей учебной темы. Несмотря на индивидуализированный характер таких списков, обучение происходит во фронтальном режиме. Дети обсуждают стратегии правописания и исследуют структуру слов. Этот метод также легко приспособить для проверки навыков орфографии. Дети работают в парах со сверстниками или со старшими товарищами, которые проводят соответствующие тесты и исправляют ошибки. Ученики сохраняют свои списки слов в индивидуальных учебных журналах, где также записывают изученные стратегии правописания и свои размышления об их применении.
Во время этого упражнения дети обсуждают полезные приемы правописания и могут ознакомиться с другими стратегиями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)