6.1 Основные принципы коррекционно-развивающей работы
Эффективность организации инклюзивного обучения во многом зависит от правильно организованной коррекционно-развивающей работы. Именно поэтому необходимо понимание особенностей ее содержания и отличий от аналогичной работы в условиях специальной школы-интерната.
Коррекционно-развивающая работа тесно связана с диагностикой нарушений. В то же время, сегодня диагностика и коррекция недостаточно скоординированы. В диагностической и коррекционной работе не должна проявляться увлеченность функциональной и симптоматической диагностикой. Работа не должна иметь разграничение: в психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК) диагностировали, а в общеобразовательных учреждениях учили, корректировали. Ведь специфика коррекционно-развивающей работы заключается в том, что нужно комплексное ее обоснование, прогнозирование на основе медицинских и психолого-педагогических данных. Объективно необходимым становится взаимодействие педагогов, психологов, логопедов, сурдо-, тифло-, олигофренопедагогов, социальных педагогов, медицинских работников. С целью координации усилий целесообразно более полно привлекать ПМПК к коррекционно-развивающему обучению и реабилитации.
Главной задачей ПМПК, должно стать приобщение к обучению и предоставление коррекционно-реабилитационной помощи детям с нарушениями психофизического развития, консультирование педагогов образовательных структур инклюзивного типа, соответственно проектирования на диагностической основе индивидуализированного обучения и коррекции.
Основными направлениями деятельности современных психолого-медико-педагогических центров должны быть:
- Помощь в выборе образовательного маршрута для ребенка и определения оптимальных программ его обучения;
- Осуществление коррекционно-развивающего обучения детей с тяжелыми формами нарушений;
- Помощь в решении проблем социально-эмоционального плана;
- Помощь в профессиональном самоопределении лиц с психофизическими нарушениями;
- Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- Проектирование коррекционных программ и разработка коррекционных технологий;
- Структурно-системное диагностирование.
Психологическая коррекция рассматривается в двух аспектах: в широком – как комплекс психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление у детей недостатков в развитии, и в узком – как метод психологического воздействия, направленный на развитие психических процессов и функций у ребенка и гармонизацию развития его личностных свойств. Психокоррекционные технологии – это совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного процесса. Психокоррекционный процесс – сложная система, включающая в себя как стратегические, так и тактические задачи. В тактические задачи входит разработка методов и психокоррекционных техник, форма проведения коррекционной работы, подбор и комплектование групп, продолжительность и режим занятий. Коррекционная работа с ребенком должна строиться не как простые тренировки умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осознанная деятельность. При этом необходимо проводить коррекционную работу как с самим ребенком по изменению его отдельных психологических образований, так и с условиями жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок. Рассмотрим стратегические задачи, так как они являются общими для всех детей с проблемами в развитии. В практике психокоррекционной работы традиционно выделяют три основные модели коррекции: общая, типичная, индивидуальная. Общая модель коррекции – это система оптимального возрастного развития личности в целом. Она включает в себя охранно-стимулирующий режим для ребенка, соответствующее распределение нагрузок с учетом психического состояния, организацию жизнедеятельности ребенка в школе, в семье и других группах. Типичная модель коррекции основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, семейной терапии, психорегулирующей тренировок. Индивидуальная модель коррекции ориентирована на коррекцию различных нарушений у ребенка или подростка с учетом его индивидуально-типологических, психологических особенностей. Это достигается в процессе создания индивидуальных психокоррекционных программ, направленных на коррекцию имеющихся недостатков с учетом индивидуальных факторов. Общая модель психокоррекции ориентирована на профилактическую работу с ребенком, типичная модель – на оптимизацию, стимулирование психического развития, а индивидуальная модель – на коррекцию недостатков в развитии ребенка с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)