3.7. Дети с ранним детским аутизмом (неконтактные дети)
Ограниченное дружелюбие ребенка может быть следствием различных причин: робости, уязвимости, пугливости, эмоциональных нарушений (депрессии), незначительной потребности в общении.
Характеристика особенностей мало контактных детей:
- неумение организовывать совместную игру и устанавливать дружеские отношения со сверстниками;
- отсутствие чуткости к людям, равнодушие к проявлениям любви, физического контакта;
- избежание эмоциональных привязанностей, негативистические реакции на просьбы;
- недостаточность зрительного контакта и мимического реагирования;
- повышенный уровень тревоги от контакта с другими людьми.
Эти особенности могут быть вызваны специфическим психическим заболеванием – ранний детский аутизм.
Частота проявления болезни 1:800 детей. РДА часто путают с детской шизофренией (общие признаки: фантазии, мутизм). Причиной аутичных проявлений могут быть холодность и отчужденность матери со слабой эмоциональной привязанностью к ребенку, недостаточное поощрение, длительная депривация (отсутствие матери). В внутриутробном периоде причинами возникновения аутизма могут быть краснуха, кислородное голодание).
Ряд особенностей детей с синдромом РДА:
- неподвижный или «сквозной» взгляд;
- не любит физический контакт, избегает объятий;
- неадекватная реакция на новое;
- отсутствие контакта со сверстниками (не общается, попытки убежать);
- любит игрушки звуковые и двигающиеся;
- агрессия к животным, детям, аутоагрессия;
- задержка навыков жевания, самообслуживания;
- отказ от общения, эхолалии, речь о себе в 3 лице: «Аленка не может поесть»;
Помощь ребенку: занятия с психологом, обеспечения внимания и любви, чувство безопасности, приучать к прикосновениям, мимическому реагированию, самостоятельности, музыки, стихов, составление пазлов.
Коррекционная работа при аутизме.
Коррекционная работа с аутистами ориентировочно разделяется на два этапа.
Первый этап: «Установление эмоционального контакта, преодоление негативизма в общении со взрослыми, нейтрализация страхов».
Взрослым следует помнить о 5 «не»:
- не говорить громко;
- не делать резких движений;
- не смотреть пристально в глаза ребенку;
- не обращаться прямо к ребенку;
- не быть очень активным и навязчивым.
Для установления контакта надо найти подход, соответствующий возможностям ребенка, вызвать его на взаимодействие со взрослым. Контакты и общение базируются на поддержке элементарных, не соответствующих возрасту, эффективных проявлениях и стереотипных действиях ребенка посредством игры. Например: ребенок машет руками – взрослый организует игру «Бабочки летают», ребенок бегает по кругу – игра «догони» и т.д. Для организации начальных этапов общения взрослый должен спокойно и сосредоточенно заниматься чем-то, например, рисовать что-то, пересыпать мозаику и т.д. Требования сначала должны быть минимальны. Успехом можно считать то, что малыш соглашается быть рядом, пассивно следит за действиями взрослого. Если ребенок не выполняет задание, его внимание следует переключить на более легкое, нельзя настаивать, доводить ребенка до отрицательной реакции. После выполнения задачи надо вместе порадоваться успеху. Для поднятия настроения организовываются игры с эмоциональными яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, шариками, мыльными пузырями. Минуты сенсорной аутостимуляции, привычные для аутичных детей (часто проявляют тягу к свету, воде, музыке), усиливают в таких играх необходимый учебный момент. Эмоциональный дискомфорт ребенка уменьшается путем постоянного контроля. Одним из показателей такого состояния является моторика (определить, насколько малыш скованный), а также сдавленность и сила голоса, усиление стереотипных движений.
Смягчению страхов способствуют специальные игры, в которых подчеркивается безопасность ситуации.
Нужно тщательно подбирать игры, книги, стихи, отвергая те, которые могут эмоционально травмировать ребенка.
Второй этап: «Преодоление трудностей целенаправленной деятельности ребенка.»
Обучение специальным нормам поведения, развитие способностей.
Для детей с аутизмом очень важна целенаправленная деятельность. Они быстро устают, отвлекаются, даже от интересных занятий. Предупреждению этого способствует частая смена видов деятельности и учета желания и готовности ребенка взаимодействовать с педагогом. Содержательной стороной занятий с ребенком является деятельность, которую он любит, которая добавляет состояния приятных сенсорных ощущений, то есть нужно учитывать интересы и предпочтения ребенка.
В начале работы с ребенком активно обыгрываются его стереотипы.
Во время учебы взрослый находится позади ребенка, незаметно оказывает помощь, создает ощущение самостоятельного выполнения действия.
Нужно дозировать похвалу, чтобы не выработать зависимости от подсказки. Неадекватная реакция у ребенка свидетельствует о переутомлении или непонимание задачи.
У ребенка с аутизмом есть специфическая потребность в сохранении постоянства в обстановке, следование заведенному порядку. Нужно использовать режим, расписание, картинки, рисунки, чередовать труд и отдых.
Специфические приемы надо использовать для социальной адаптации. Взрослый должен не только заинтересовать ребенка, а понять внутренний мир, стать на его позицию понимания действительности.
Прежде всего, корректируется эмоциональная сфера. Эмоциональные процессы в норме являются той сферой психического бытия, которая заряжает и регулирует все остальные функции: память, внимание, мышление и т.д. К сожалению, у детей-аутистов с трудом формируются высшие чувства: сострадание, сопереживание. Не формируется в них правильное эмоциональное реагирование в различных ситуациях, различия эмоциональных состояний по внешним проявлениям (через мимику, жесты, пантомимику), понимание сути поведенческих реакций и, соответственно, реагирование на них. На это направлена работа по коррекции эмоционально-аффективной сферы.
На основе результатов обследования ребенка составляется индивидуальная программа коррекции.
Несколько советов учителю
- установить положительный эмоциональный контакт;
- используются стереотипы ребенка;
- учить ребенка языку чувств, фиксировать внимание на эмоциональном состоянии людей и животных;
- учить поведенческой этике на эмоциональной основе, анализировать мир эмоций. В дальнейшем развитие творческих способностей и воображения позволяет ребенку адекватно воспринимать литературные сказки;
- педагогам не следует использовать травмирующие слова: «ты испугался ...», «не получилось ...». Задача педагога – предупредить нарастание негативизма, преодолеть коммуникативный барьер;
- одним из направлений работы является социально-бытовая адаптация детей, формирование навыков самообслуживания.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)