3.2. Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития может быть обусловлена многими факторами.
В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, несоответствующие условия воспитания и тому подобное.
В зависимости от этих факторов выделяют различные формы задержки.
- Конституционального и соматогенного происхождения – ребенок миниатюрный и снаружи хрупкий, структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.
- Психогенного происхождения - обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающей из окружающей среды.
- Церебрально-органического происхождения – устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Характеризуется сниженной обучаемостью, учитывая низкий уровень умственного развития и проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации обучения.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, немало учеников и в последующие годы школьного обучения требуют особых условий организации педагогического процесса из-за значительных трудностей в усвоении учебного материала.
Ученик, имеющий подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения. Работа с родителями таких детей имеет исключительно важное значение, поскольку их понимание природы проблем и соответствующая помощь в кругу семьи будут способствовать преодолению трудностей в обучении.
Несколько советов учителю
- Сосредоточьте внимание на сильных сторонах ученика и опирайтесь на них в процессе обучения. В то же время, будьте готовы к тому, что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ученика.
- Подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, зрительный, манипуляционный). Как можно больше повторяйте и закрепляйте изученное.
- Поощряйте ученика, поддерживайте положительную мотивацию обучения.
- Несколько замедлите темп обучения, учитывая сниженную психическую выносливость и умственную работоспособность ученика. Будьте терпеливыми, если ученику необходимо объяснить или показать что-то многократно. Найдите оптимальный вариант взаимодействия с ним (объясните новый материал к уроку, на занятии дайте письменный тезисный план, алгоритм действий и т.п.).
- Расчленяйте задание на отдельные небольшие части. Если необходимо – составляйте письменный алгоритм поэтапного выполнения задания. Устные инструкции давайте по одной, пока ученик не научится удерживать в памяти сразу несколько.
- Практикуйте прикладное применение приобретенных учеником знаний.
- Совместно с учеником пошагово анализируйте выполнение задания.
- Разнообразьте учебную деятельность, однако, обеспечивайте плавный переход от одних видов деятельности к другим.
- Задачи должны соответствовать возможностям учеников и исключать ощущение устойчивых неудач.
- Предоставляйте ученикам достаточно времени для выполнения задания и практического применения новых умений и навыков, в то же время слишком длительное выполнение одного упражнения может утомить их.
- Не перекладывайте преодоление проблем в обучении исключительно на родителей. Помогайте им осознавать малейшие успехи ученика и закреплять их. Ученики с трудностями в обучении нуждаются не в авторитарном подходе в семейных отношениях, а во взвешенном, доброжелательном отношении к ребенку.
Преодоление трудностей в обучении – это результат совместной длительной и кропотливой работы педагогов, психологов, родителей и даже терапевтов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)