Информационное поле в вопросах реализации и защиты прав и свобод инвалидов
Прежде всего, речь идет о вопросах реализации и защиты прав и свобод инвалидов, а именно:
- Повышение эффективности и качества публичного администрирования в сфере информационных проблем инвалидности, прозрачности и открытости деятельности органов публичной власти, активности лиц с функциональными ограничениями и организаций инвалидов формировании и реализации государственной информационной политики, осуществление контроля над деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления;
- Развитие информационной инфраструктуры для обеспечения доступа инвалидов к информационным услугам и информационно-коммуникационных технологий;
- Упрощение процедуры доступа инвалидов к информации и знаниям с помощью информационно-коммуникационных технологий, кроме ограничений, установленных законом. Приоритетным в решении определенных проблем является планомерная и четкая государственная информационная политика, которая должна быть воплощена, в частности, в содействии развитию информационного взаимодействия органов публичной власти и инвалидов.
1. Общие положения.
Эта Концепция определяет основные принципы деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленной на создание благоприятных условий для развития информационного взаимодействия органов публичной власти с инвалидами и укрепления демократии. Правовой основой является Конституция, отечественные и международные законодательные акты в определенной сфере, а также положения Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Основными задачами является содействие:
- Совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам развития информационного общества, доступа инвалидов к информации;
- Разработке и внедрению эффективного механизма налаживания коммуникаций между органами публичной власти и указанными лицами;
- Формированию гражданской культуры общества - выявлению активной гражданской позиции, в частности относительно участия инвалидов в процессах формирования и реализации информационной государственной политики, осознание инвалидами принципов сотрудничества между органами публичной власти и гражданскими институтами.
2. Формы информационного взаимодействия органов публичной власти с инвалидами и организациями инвалидов.
Такое взаимодействие может принимать различные формы в зависимости от целей и характера выполняемой работы, объема полномочий субъектов, масштаба взаимодействия. Активно должны использоваться, в частности, такие формы взаимодействия: участие в разработке и обсуждении проектов нормативно-правовых актов по информационно коммуникационному развитию государства; осуществление контроля над деятельностью органов публичной власти по решению информационных проблем; создания совместных консультативно совещательных и экспертных органов по формированию и реализации государственной информационной политики; проведение органами публичной власти мониторинга и анализа общественного мнения, обеспечение своевременного публичного реагирования на предложения и замечания инвалидов; выполнения совместных проектов информационного и аналитически-исследовательского направления.
3. Направления совершенствования нормативно-правовых актов по вопросам развития информационного взаимодействия органов публичной власти с инвалидами.
- Развитие национальной информационной инфраструктуры и ее интеграции в мировую инфраструктуру;
- Защита персональных данных и информационных прав инвалидов, организаций инвалидов;
- Создание соответствующих условий для обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов публичной власти, всех этапов подготовки и принятия решений, доступа к информации о деятельности и решениях органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- Обеспечение электронного взаимодействия органов публичной власти между собой и инвалидами;
- Обеспечение надлежащей координации действий всех заинтересованных субъектов при введении инструментов демократии;
- Обеспечение гарантий волеизъявления и самореализации инвалидов в информационном обществе, а также свободного доступа к информации и знаниям установленных законом;
- Внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов публичной власти;
- Содействие каждому инвалиду на основе широкого использования современных информационно-коммуникативных технологий в создании информации и знаний, их использовании и обмене ими;
- Обеспечение компьютерной и информационной грамотности инвалидов, прежде всего, путем создания системы образования, ориентированной на использование новейших информационно коммуникационных технологий для лиц с ограниченными функциональными возможностями;
- Усиление мотивации инвалидов к использованию информационно-коммуникационных технологий;
- Предоставление государственных пособий, социальных и административных услуг инвалидам в рамках единого государственного веб-портала;
- Совершенствование развития системы мониторинга состояния здоровья инвалидов;
- Создание и внедрение новых компьютерных технологий профилактики заболеваний, диагностики, обеспечения лечебных и реабилитационных процессов инвалидов.
4. Мониторинг реализации Концепции.
Осуществляется органами публичной власти и институтом гражданского общества. В рамках мониторинга осуществляются опроса общественного мнения, анализ предложений и замечаний инвалидов для определения эффективности выполнения органами публичной власти основных задач. В органах публичной власти функции по обеспечению реализации выполняют подразделения, ответственные за взаимодействие с общественностью.
5. Ожидаемые результаты.
Реализация позволит:
- Обеспечить дальнейшее развитие информационного общества и укрепления его институтов;
- Повысить уровень обеспеченности реализации прав и свобод инвалидов в информационной сфере;
- Наладить коммуникации между органами публичной власти и лицами с функциональными ограничениями;
- Повысить уровень гражданской культуры общества, активизировать участие инвалидов в деятельности институтов, формировании и реализации информационной государственной политики;
- Сформировать более позитивное отношение в обществе к инвалидам путем систематического информирования по проблемам инвалидности со стороны органов публичной власти.
Кроме развития этого вида национальных концепций и программ, привлекает также внимание процедура ведения и наполнения информационных баз и государственных реестров по вопросам реализации и защиты прав и свобод граждан, которые в своем большинстве в полной мере выполняют функции по эффективному решению проблем инвалидности. Таким образом, включение службами трудоустройства, социальной защиты и другими компетентными публичными институтами в собственных информационных баз данных об инвалидах, например, в так называемые «группы малообеспеченных граждан», что снижает возможность оперативного решения ими соответствующих проблем. Кроме того, создаются дополнительные препятствия для инвалидов для личного получения указанного вида информации из Интернет-ресурсов в связи с ее раздробленностью и слабой систематизацией.