Организация воспитательного процесса в группе детей с особыми потребностями
Воспитательный процесс в специальном образовательном учреждении является частью общего процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, а также влияние социального окружения ребенка. С точки зрения педагогики, процесс воспитания - это сознательно организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитанников по овладению ими социальным и духовным опытом и соответствующими ценностями. Данный подход ориентирован на активную деятельность школьника, который считается не только объектом, но и субъектом воспитания. Речь идет о личностно-деятельностном подходе к воспитанию, который принят на сегодняшний день в отечественной теории, и о необходимости избегать понимания воспитания как одностороннего воздействия на личность.
В процессе организации внеклассной воспитательной работы следует опираться на понимание личности умственно отсталого ребенка с учетом закономерностей его психического развития, целесообразности проектирования отдаленных целей и результатов воспитания и развития с соответствующим содержательным, технологическим и материальным обеспечением. Целевыми ориентациями процесса формирования личности школьника можно определить следующие:
- помощь ребенку в преодолении социально-педагогических проблем, возрастных кризисов и т.д.;
- коррекция отклонений в развитии и поведении;
- создание позитивной «Я-концепции»;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие интеллектуальной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие исполнительской (поведенческой) деятельности;
- формирование и закрепление положительных нравственных основ личности ребенка;
- адаптация в коллективе сверстников, привлечение ребенка в социальные и внутриколлективные отношения;
- социальная реабилитация ребенка;
- приобщение ребенка к социально значимой и трудовой деятельности.
При этом следует помнить, что воспитательный процесс достигает своей цели только при условии органического сочетания целенаправленного педагогического воздействия на личность с организацией жизни и деятельности воспитанников.
Цель воспитательной работы - реализация процесса формирования личности каждого ученика с его, прежде всего, положительными, сильными, и уже потом - с отрицательными, слабыми сторонами. Как показывает практика, преобразования воспитательных мероприятий в самоцель деятельности воспитателя приводит к деформации как содержания, так и последовательности воспитательных действий, приводит к изменению критериев контроля процесса воспитания и оценки его эффективности.
Процесс воспитания заключается в социальном взаимодействии педагога и воспитателя и реализуется путем организации деятельности детей. Результат действий педагога проявляется в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную концепцию воспитания можно охарактеризовать такими понятиями: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. Поэтому воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми.
Вопросы эффективной организации процесса воспитания детей с нарушениями психофизического развития всегда были и остаются в центре внимания ученых. Определяются основные принципы, задачи, формы и методы воспитания, выделяются основные направления воспитательной работы (нравственное, трудовое, физическое, эстетическое и др.), даются рекомендации по организации работы с ученическим коллективом и др. Процесс воспитания во вспомогательной школе осуществляется по общим с массовой школой направлениям. При этом учитывается, что любое воспитательное занятие или мероприятие должны иметь коррекционную направленность и способствовать осуществлению корректирующего воздействия на личность ученика.
Основной закон воспитания утверждает: воспитывать - значит организовывать деятельность детей. Ведь человек развивается, и только в процессе совместной деятельности с другими людьми и в ходе общения с ними у него формируются жизненно необходимые навыки, ценности, чувства. Поэтому педагог, для достижения воспитательных целей, должен уметь организовывать разнообразную деятельность учащихся.
Все виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе (познавательная, общественная, эстетическая, трудовая, деятельность досуга и т.д.), тесно связаны с содержанием обучения и воспитания и имеют целью достижение соответствующих учебных и воспитательных целей. Так, например, познавательная деятельность служит развитию познавательных интересов, накоплению знаний, формированию умственных способностей и тому подобное. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как сообщения, рассказы, уроки народоведения, экскурсии, конкурсы, обзоры литературы и др. Общественная деятельность предусматривает участие школьников в органах самоуправления, различных ученических и молодежных объединениях в школе и за ее пределами, участие в трудовых акциях и тому подобное. Это происходит в таких формах, как школьные (классные) собрания, заседания, праздники, вечера, трудовые десанты и др. Эстетическая деятельность способствует развитию художественного вкуса, соответствующих интересов, способностей детей, реализуется в таких формах внеклассной работы, как: инсценировка, конкурсы, художественные кружки, концерты, экскурсии в музеи, посещение театра и многое другое. Деятельность досуга предусматривает содержательный, развивающий отдых, свободное общение. Планируя данный вид деятельности школьников, педагог должен придерживаться позиции воспитателя, а не стороннего наблюдателя. Досуг учащихся может проходить в самых разнообразных формах: игры, соревнования, совместные прогулки, вечера отдыха, коллективные дни рождения и тому подобное.
Некоторые методисты выделяют как отдельный вид ценностно-ориентационную деятельность, которая, по сути, является психологическим процессом формирования отношения к миру, формирования убеждений, усвоения нравственных и других жизненных норм, - всего того, что называют ценностями. Для этого можно успешно использовать такие формы, как: моральные беседы, классные собрания, дискуссии, уроки памяти, уроки этикета и др.
Деятельность школьников должна быть многогранной и разнообразной, поскольку это создает почву для оптимального протекания процесса формирования личности. Виды деятельности не имеют определенных границ: они видоизменяются, обновляются, на каком-то этапе становятся более или менее актуальными. Поэтому перечень видов деятельности может быть только относительным. Способ организации каждого из видов деятельности требует от педагога творческого подхода. Следует при этом учитывать, что одни и те же формы могут касаться различных направлений деятельности школьников. Поэтому методисты советуют применять комплексные формы воспитания, которые обобщают совокупность воспитательных воздействий, форм и методов.
Чрезвычайно важным является умение педагога методически правильно выбрать и организовать те или иные формы работы с учащимися. Они должны соответствовать содержанию данного вида внеклассной работы, учитывать интересы школьников, быть наиболее результативными. Во вспомогательной школе выбор формы организации в значительной степени зависит также от типологических особенностей учеников, особенно от степени развития у них самостоятельности и познавательных возможностей.
Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с отдельными учениками, которая должна логично сочетаться со всеми другими формами организации внеклассной деятельности школьников. Смысл индивидуальной работы не только в том, чтобы создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей учащихся, но и в том, чтобы создать условия для привлечения их в коллективные формы работы путем развития их познавательных возможностей, а особенно - самостоятельности и инициативности.
В практике работы вспомогательных школ традиционно применяются различные формы массовой работы. Это, например, праздники, в которых участвуют все классы: ученики помогают украсить помещение к празднику; под руководством педагогов готовят выступления и костюмы для них; организуют выставки детских работ и др. В рамках массового мероприятия проводятся утренники для младших классов и вечера для старших школьников, встречи с интересными людьми, соревнования, массовые игры.
При этом следует помнить, что на умственно отсталого ребенка негативно влияют как суетливость, торопливость, хаотичность действий, крики, так и однообразие, чрезмерная длительность отдельных мероприятий, выступлений и тому подобное.
Вот почему необходима четкая организация всего комплекса мероприятий, строгая регламентация действий всех участников и организаторов, учет, в первую очередь, заинтересованности и поддержки интереса к событию у участников, школьников, а не зрителей.
При организации и проведения массовых форм внеклассной воспитательной работы следует помнить, что умственно отсталые школьники, как правило, не привлекаются к активной работе, оставаясь пассивными соучастниками мероприятий. В то же время, при условии методически правильной организации, значительно увеличивается количество активных участников, у них исчезает страх общения, застенчивость, равнодушие к общим делам, формируется вера в собственные силы и возможности, а самое главное - учащиеся приобретают навыки общаться, жить и работать в коллективе.
Наиболее распространенной и достаточно результативной формой групповой работы во вспомогательной школе является кружковая работа. Она позволяет удовлетворить потребности большинства учащихся, учитывая степень основного дефекта и особенности вторичных нарушений. В ходе занятий в кружках педагог имеет возможность, кроме основной задачи (научить детей петь, танцевать, вышивать, конструировать и т.д.), способствовать возникновению ситуаций взаимопомощи и взаимоподдержки, расширению круга общения, формированию у них коммуникативных навыков, умения вести себя в коллективе и т.д.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)