Основы коррекционной работы с учащимися, имеющими особенности психофизического развития
Для обучения необходимо соответствующим образом адаптировать учебную среду. Под этим понимают пять ключевых аспектов среды на уроке, которые можно корректировать, причем делать это еще на этапе планирования. Это позволяет «подогнать» учебный план и методику под нужды всех учащихся. Выделяют такие базовые категории: физическая среда, материалы, ресурсы, методика и ожидаемые результаты обучения.
Акцент на печатных материалах свидетельствует о признании ведущей роли языка (в частности задач на основе чтения и письма в школе). Эта тенденция до сих пор остается актуальной. Итак, во-первых, предлагается сделать тексты более читабельными. Это означает, что некоторым детям необходимо предоставлять материалы, опубликованные крупным шрифтом, тогда как для других - увеличивать интервал между строками и использовать определенный тип шрифта.
Ученикам, которые овладевают новый язык, помогут графические подсказки, например, сопроводительные рисунки к тексту. Такие приемы облегчают процесс декодирования и понимания информации, поскольку текст становится более «дружественным» для ребенка и поэтому ученикам, которые сталкиваются с трудностями в этой сфере, не нужно прилагать дополнительных усилий на обработку печатного формата
Замечания по подготовке надлежащих печатных материалов:
- Подготовьте более читабельный вариант текста.
- Выделите в нем важные моменты.
- Снизьте объем второстепенной информации и упростите оформление страницы.
- Используйте дополнительные письменные опоры и подсказки.
- Снизьте объем материала в выбранном тексте.
- Подготовьте параллельный вариант текста простым языком (с короткими предложениями и понятной лексикой).
- Используйте отдельные части материала (важнейшие фрагменты или фрагменты, которые соответствуют опыту и интересам ученика).
- Используйте альтернативные материалы (не следует полагаться исключительно на печатный текст; взамен используйте модели, видеофильмы и т.д.).
- Создавайте новые материалы.
- Используйте ученические рабочие папки для повседневных задач.
- одна стратегия для облегчения понимания материала - выделение важных моментов. Это поможет ученику сосредоточиться на ключевых характеристиках текста, сформировать базовое понимание главных событий или вопросов по определенному отрывку. Кроме подчеркивания и обозначения цветом, для выделения важного в тексте можно применять другой вариант этой стратегии - то есть, уменьшать объем второстепенных деталей и оставлять только самую необходимую информацию. На практике это означает удаление отдельных слов, предложений, абзацев и даже целых страниц. И хотя обычно такие приемы не дают читателю возможности оценить эстетическую сторону написанного текста, они позволяют понять сущность изложенных в нем мыслей. Аналогично, полезным будет упростить оформление, в частности убрать любые отвлекающие и несущественные ссылки в конце страницы, диаграммы, рисунки.
- к модификации материалов, учитель также должен продумать содержательное наполнение. Принимая во внимание потребности некоторых учеников, в тексте для них стоит оставлять только самые необходимые элементы, которые касаются основного учебного плана. Так, можно выделить три типа знаний:
- «обязательные» знания – существенные знания, владение которыми является необходимым условием для дальнейшего обучения;
- «рекомендуемые» знания – важные, однако не главные;
- «необязательные» знания – которые не принадлежат ни к существенным, ни к важным знаниям.
- , что основное внимание следует уделять формированию «обязательных» знаний. «Рекомендуемые» и «необязательные» знания будут полезны только после освоения ключевого учебного материала; также они могут запутать некоторых детей, завести их в тупик. В то же время, задача учителя не ограничивается уменьшением объема информации и выбором необходимых фрагментов. Он также должен следить за тем, чтобы выбранное содержание касалось опыта или отвечало интересам конкретного ученика. Например, при написании сочинения ученик должен просто выложить последовательность событий (а не писать целый рассказ), опираясь на свой предыдущий опыт. А следующей задачей для этого ребенка может быть расширение собственного схематического сочинения и составление на его основе целого рассказа.
- того, во время проведения урока важно учитывать различные стили обучения. С этой целью следует предоставлять ученикам набор материалов альтернативного формата. Сейчас многие учебные заведения стремятся совершенствовать уровень грамотности своих школьников. В этой связи рекомендуется не перенасыщать уроки задачами на основе печатного текста. Ведь некоторые ученики лучше усваивают содержание отдельных предметов, если подавать его другим способом, например путем обсуждения, просмотра видеофильма, создания моделей или через движение. Это, в частности актуально для учащихся, которые уже длительное время сталкиваются с трудностями в разработке печатных текстов и поэтому низкий уровень уверенности в этой сфере мешает им осваивать важные понятия. Также может возникнуть необходимость в создании новых материалов как альтернативы к тексту. Такая работа требует много времени учителя, но ее результаты пойдут на пользу всем детям.
- , было бы проще считать, что приведенные рекомендации по подготовке материалов касаются лишь некоторых учеников или на дифференцированном уроке такие «универсальные» материалы пригодятся тем детям, которым сложно работать с обычными материалами. Однако это не обязательно так. Научно доказано, что в инклюзивном классе такой подход полезен даже для учеников без явно заметных особых потребностей: он способствует улучшению их показателей во многих сферах, в том числе академических. Это можно объяснить тем, что в условиях использования таких широко доступных материалов, новые понятия становятся более понятными даже для тех учеников, для которых учитель до сих пор не видел никакой необходимости в дифференциации. От использования в обучении материалов, созданных по принципу универсального дизайна, выиграют все.
- сделать учебную среду действительно доступной для каждого ребенка, необходимо внимательно изучить не только тексты, но и все другие материалы, используемые на уроке.
- обеспечения ресурсов, необходимо также продумать координацию различных видов поддержки, которую оказывают местные социальные службы и гражданские объединения.
- значительно выигрывает от тесного сотрудничества с обществом, причем положительное влияние такого взаимодействия не ограничивается какой-либо одной сферой. Учитель инклюзивного класса также может воспользоваться ресурсами общества в своей деятельности. Иногда для начала сотрудничества достаточно открыть телефонный справочник или поискать в Интернете информацию о местных общественных объединениях, оказывающих поддержку лицам с различными видами инвалидности, о различных культурных группах, религиозных общинах и тому подобное. Все более важную роль играют организации более общего характера, причем некоторые из них считают своей целью содействие инклюзивной практике.
- такие организации готовы давать рекомендации и поддержку в работе с инклюзивным классом. В зависимости от своей технической базы, они могут предложить и более осязаемые формы помощи, например, предоставить во временное пользование специализированное оборудование. В некоторых случаях целесообразно обратиться к организациям, которые не имеют непосредственного отношения к образованию, но, безусловно, заинтересованы в качественной работе школы и внедрении передового педагогического опыта. Например, в ответ на запрос учебного заведения и объективно подтвержденную потребность, благотворительное общество согласится провести от имени школы кампанию по сбору средств для закупки нужных ресурсов. Такие организации преимущественно работают на волонтерских началах. Школам, которые пытаются создавать условия для инклюзивного образования, также полезно изучить варианты сотрудничества с неволонтерскими организациями.
- частности, следует упомянуть о государственных агентствах, которые занимаются вопросами людей с определенным видом инвалидности. Они часто готовы обеспечить необходимую помощь, иногда на коммерческой основе. Кроме того, предоставление услуг лицам с особыми потребностями и с определенными видами инвалидности входит в обязанности национальных или местных органов в области здравоохранения, образования, юстиции или социального обеспечения, в зависимости от местности. Очевидно, что различные органы власти обеспечивают неодинаковый уровень поддержки, однако необходимо использовать все эти потенциальные возможности и ресурсы в полной мере при условии, что тот или иной вид поддержки является необходимым и полезным.
- вспомогательных технических средств, которые используются в школах.
- Переключатели. Переключатели бывают разного размера. Их применяют для активации записанных сообщений, игрушек, устройств и т.п., которыми можно управлять переключателем типа «включить-выключить». Также, разработано специальное программное обеспечение, которое позволяет осуществлять навигацию между компьютерными программами только с помощью такого двухпозиционного переключателя. Сфера применения этой технологии почти безгранична.
- Альтернативные устройства для ввода данных. Сейчас существует широкий выбор альтернативных устройств в дополнение к обычной клавиатуре, в том числе: джойстики, адаптированные клавиатуры, трекболы (шаровые манипуляторы), сенсорные панели, электронные устройства указания, системы управления без использования рук (путем вдыхания и выдыхания воздуха) и другие устройства указания, которые крепятся к голове пользователя. К некоторым адаптированным клавиатурам в комплекте также добавляются накладные клавишные панели, позволяющие изменять маркировки расположения кнопок; имеют кнопки большого размера; или воплощают специальные дизайнерские решения для работы в различных эргономических условиях.
- Принтеры и дисплеи системы Брайля. Эти устройства позволяют выводить из памяти компьютера брайлевский рельефно-точечный текст. Брайлевский дисплей помогает читать текст с экрана с помощью тактильного восприятия.
- Программы распознавания речи (голосовой ввод текста). Благодаря значительно более высокому уровню точности этой технологии, ученик может вводить текст или работать с компьютером, произнося команды в микрофон.
- потребность в закупке того или иного вспомогательного устройства, сначала стоит убедиться в том, что новое оборудование или компьютерное приложение не будет дублировать функции уже имеющихся ресурсов. Кроме того, было бы неправильно считать, что адаптивные устройства адресованы исключительно тем ученикам, которые сталкиваются с трудностями. Ведь общий смысл адаптивных технологий заключается в том, что ими могут пользоваться все дети и только выигрывать от этого.
- они имеют широкую сферу применения, как в школе, так и за ее пределами, а к потенциальным пользователям относятся учителя и ученики.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)