Социально-психологические аспекты
Социально-психологические аспекты профессионализма гувернеров помешали реализации спроса на их услуги, и это при том, что спрос на гувернерские услуги растет в семьях, имеющих детей с аутизмом. Парадокс ситуации заключается в том, что именно в аспекте психологической готовности гувернеров к внедрению коррекционной деятельности, с учетом специального индивидуального подхода к ребенку, они испытывают трудности в своей работе.
Учитывая то, что аутистические расстройства составляют пропускающий тип нарушений психического развития, компетенция гувернера зависит от сформированности знаний, умений и навыков в сфере психопатологии, психологии, логопедии, коррекционной психопедагогики и специальных методик обучения и воспитания. Гувернер должен быть на достаточно высоком уровне мотивационной, исполнительной, эмоционально-регуляторной и профессиональной готовности для выполнения следующих основных функций: диагностической, прогностической, образовательной, коммуникативной, коррекционно-педагогической, психокоррекционной, абилитационной, социально-реабилитационной.
Модель психологической готовности гувернера к работе с аутичными детьми, состоит из пяти модулей, каждый из которых отражает основное содержание психологической помощи детям с аутистическими нарушениями.
Модуль 1. Мотивационный
- интерес к проблеме аутизма;
- эмпатия и желание помочь семье, в которой воспитывается аутичный ребенок;
- совершенствование собственного педагогического опыта;
- желание поработать по мировым технологиям коррекции аутизма;
- потребность достижения успеха в коррекции аутизма;
- научно-практические потребности в модификации мировых технологий коррекции аутизма;
- желание разработать и создать собственное направление преодоления аутистических нарушений;
- установка на успех собственных коррекционно-педагогических усилий;
- написание дипломных, магистерских, диссертационных работ;
- потребности в апробации новых коррекционных технологий;
- желание или потребность заработать и получить деньги за работу с аутичным ребенком.
Модуль 2. Характерологический (общие психологические особенности гувернера)
- направленность личности на результат коррекции;
- подготовленность ее в сфере коррекционной деятельности;
- коммуникабельность, активность, эмоциональная стабильность;
- адекватность самооценки;
- низкий уровень тревожности;
- отсутствие негативных акцентуаций характера.
Модуль 3. Квалификационный
- Психологическая компетентность в выполнении коррекционных функций в ситуациях:
- проблемного поведения у аутичных детей;
- страхов, стереотипов;
- агрессии по отношению к окружающим;
- самоагрессии;
- гипер-, гипоактивности;
- криков, вокализаций;
- необычных пристрастий, интересов;
- повышенной пресыщенности, неадекватных фантазий.
- Ролевые психологические позиции гувернера:
- гувернер-специалист в области коррекционной психопедагогики, которая предполагает большую психологическую дистанцию и формальное профессиональное общение с близкими аутичного ребенка;
- гувернер верный друг - такая позиция предусматривает возможности неформального общения с членами семьи аутичного ребенка. Впрочем, может возникнуть проблема сокращения психологической дистанции между семьей ребенка и гувернером, когда близкие уже не воспринимают его как специалиста;
- гувернер-психотерапевт - такая позиция предполагает, что, поскольку гувернер имеет достаточную психологическую помощь и положительные результаты психокоррекционной работы с аутичным ребенком, он компетентен в решении личных проблем членов семьи и их знакомых. С позиций этой роли происходит переориентация целей, содержания и функций гувернера от ребенка к взрослым, от профессионального направления «сотрудничества с семьями» к «вмешательству в жизнь и проблемы семьи»;
- гувернер - пример для подражания. Это – более эффективная ролевая психологическая позиция, чем предыдущая. Она предусматривает подсознательное привлечение близких ребенка к сотрудничеству, если образ лучшего гувернера совпадает с реальностью; его манеры, этикет, риторика, личностные качества, эмоциональность, креативность, артистизм являются желанными для коррекционной работы с ребенком.
Модуль 4. Исполнительный
- Психологическое обеспечение гувернером психокоррекционных технологий:
- проведение холдинг-терапии;
- проведение психотерапевтических мероприятий;
- владение способами прикладного анализа поведения;
- применение прикладного анализа поведения во всех сферах коррекционно-воспитательного процесса;
- обеспечение особого охранного режима для психики ребенка;
- организация соответствующего аутистическим нарушениям ребенка педагогического дизайна помещения;
- адаптация и модификация стимулирующего материала к особенностям восприятия и эмоциональным особенностям аутичного ребенка.
- Психологическое сопровождение инклюзивной формы обучения аутичного ребенка в дошкольных и школьных учреждениях:
- систематическое проведение тренингов в малых группах детей с подобными проблемами;
- психологическое сопровождение ребенка в школе;
- обеспечение учителя класса информацией о психологических особенностях аутичного ребенка;
- модификация дидактических методов и средств к возможности аутичных детей;
- специальное психологическое обоснование необходимости использования системы коррекционных методов и средств конкретно в каждой учебно-воспитательной ситуации.
- Психологическое обеспечение коммуникативной деятельности аутичного ребенка - стимуляция эмоционального контакта, поддержка потребности в общении:
- обеспечение объекта и субъекта для общения;
- устранение негативизма в процессе общения;
- формирование процессов понимания других людей, с которыми общается ребенок;
- обеспечение саморегуляции и самоконтроля в процессе общения со взрослыми и детьми;
- информация для субъектов общения о психологических и речевых особенностях ребенка;
- организация и проведение делового общения;
- применение психотехнических и психолингвистических средств коммуникативного процесса с аутичным ребенком.
- Психологическое обеспечение формирования социально-бытовых навыков аутичного ребенка:
- организация специального режима аутичного ребенка;
- психологическое обеспечение четкого соблюдения логики и изменения режимных моментов;
- фиксация внимания ребенка на выполнении режимных моментов;
- эмоциональная регуляция и самоконтроль ребенка опрятности своего вида;
- фиксация режимных моментов с помощью пиктограмм;
- стимуляция элементарных бытовых и трудовых навыков;
- обеспечение психологического сопровождения ребенка в жизненно важных социальных ситуациях.
Модуль 5. Диагностико-прогностический
- Нейропсихологический аспект работы гувернера в коррекционной работе с аутичными детьми:
- сбор диагностических данных о ребенке;
- разработка индивидуально-коррекционной программы ребенка в соответствии с нейропсихологическими особенностями аутичного ребенка;
- отбор коррекционных средств, направленных на преодоление кинестетических, аудиовизуальных и других нарушений;
- формирование процессов программирования, саморегуляции, самоконтроля, контроля поведения и действий ребенка.
- Психолингвистический аспект коррекционной деятельности гувернера:
- интерпретация специфической речи аутичного ребенка;
- проведение контактной, последовательной и дистанционной психодиагностики ребенка;
- диагностика и прогнозирование речевого развития ребенка;
- идентификация аутистических нарушений по состоянию речи ребенка;
- выявление нарушений речи ребенка и координация коррекционных направлений с логопедом;
- формирование модели диалогической речи ребенка;
- коррекция аутистической симптоматики речи в процессе занятий и игр с ребенком.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)