Сущность профессиональной деятельности специального психолога и коррекционных педагогов в работе с аутичными детьми
Специалист. Профессиограмма. Психограмма
Подходы к специальному образованию аутичных детей в нашем государстве требуют перестройки и совершенствования дидактических систем подготовки и переподготовки учителей и воспитателей, которым предстоит работать с этой категорией детей. Перед педагогическими работниками стоят задачи, связанные с определением отбора и конструированием содержания коррекционного обучения и воспитания, моделированием учебно-воспитательного процесса в соответствии с возможностями аутичных детей, выбором специальных образовательных альтернатив и совершенствованием профессиональных умений и навыков.
Практические работники, в круг профессиональной деятельности которых попадают дети с аутистического спектра нарушениями, чрезвычайно заинтересованы в творческом и коррекционном подходе к привлечению новой для них категории детей к совместному обучению с обычными сверстниками и понимают это как общественно-значимую проблему. Воспитатели дошкольных учреждений лично для себя воспринимают процессы интеграции и как общественно-значимый фактор, и как возможность профессионального роста.
Положительные тенденции в сфере мотивации всех педагогов проявляются в желании ознакомиться с особенностями психического развития аутичных детей, реализовать себя в системе диагностико-коррекционно-прогностических функций, расширить содержание обучения и воспитания детей за счет реализации инновационных коррекционных модулей, обеспечить всем детям равные возможности образования.
Особенно высокие показатели готовности к коррекционно-педагогической работе с аутичными детьми в условиях привлечения их в общеобразовательные классы оказались среди жителей небольших городов, районных центров, где дети не имеют другой возможности, кроме интегративной и инклюзивной форм обучения и воспитания.
Значительное количество педагогических кадров дошкольных и средних общеобразовательных учреждений нуждается в новой парадигме их профессиональной подготовки к работе с детьми с нарушениями психического развития, и именно потому, что аспект коррекционно-педагогической работы недостаточно проработан ними. В случае, когда в группе дошкольного учреждения или в классе средней общеобразовательной школы появляется ребенок с особыми образовательными потребностями, работники осознают потребность в специальном педагогическом образовании.
Итак, психолого-педагогическая компетентность учителя в работе с аутичными детьми состоит из:
- профессиональной направленности личности;
- методологической компетентности;
- рефлексивных способностей.
Супервизия. Специалист-супервайзер
Одним из значимых компонентов коррекционно-психологической и психокоррекционной работы с аутичными детьми выступает готовность коррекционного педагога или психолога осуществлять супервайзерные функции, помогающие в определенной степени врачам, психологам, педагогам, социальным работникам, родителям, родственникам, которые работают и живут с аутичным ребенком.
Так, в последнее время употребляется термин «выгорание» относительно психического состояния людей, работающих с такой сложной категорией детей, как дети с нарушениями аутистического спектра. В профессиональной деятельности людей иногда возникают состояния эмоциональных перегрузок, связанные с интенсивным взаимодействием с аутичными детьми или с их родителями в течение достаточно длительного времени. Психические состояния аутичных детей, проявляются в криках, вокализации, аутостимуляции, агрессии, самоагрессии, полном или элективном мутизме, симбиотической зависимости от матери, дезадаптации в социальных отношениях, гипердинамическом синдроме. Чрезвычайно сильно влияют не только на близкое окружение ребенка, но и на людей, которые формируют у детей умения и навыки коммуникативной деятельности, систематически обучают ребенка таким необходимым социальным умениям, как приветствие, концентрация взгляда на лице собеседника, толерантность к другим людям и тому подобное. Эти, обычно элементарные умения ребенка, который развивается нормально, спонтанно прокладывают ребенку путь к гармоничному эффективному общению, от которого он берет лучшее для формирования самосознания и, ориентируясь на других людей, постигает правила общественной жизни, «примеряя» социально-психологические маски, выбирая типажи для собственной самоидентификации. Что касается аутичного ребенка, то он не «считывает» ни эмоционального подтекста, ни истинных намерений других людей и весьма часто попадает в трудные социальные ситуации.
Итак, супервайзерный процесс заключается, по сути, в том, что один специалист помогает другому предотвратить синдром профессионального «выгорания», снять стресс, убедиться в правильности и эффективности его действий относительно аутичного ребенка. А родителей и родственников не только привлечь к сотрудничеству, но и убедить в том, что их родительская помощь заключается в позитивном отношении к психолого-педагогической системной коррекции, - ведь она нацелена на то, чтобы:
- лучше понимать ребенка;
- осознавать и корректировать собственные реакции на аутичного ребенка;
- понимать его психическое состояние, мотивы, потребности и установки;
- определять динамику взаимодействия и специальной работы с ребенком;
- исследовать свои способы интервенции и их последовательность в различных ситуациях;
- исследовать и разрабатывать альтернативные варианты в разных (или похожих) ситуациях.
Поддерживающая или тонизирующая функция работы психолога-супервайзера - это способ противодействия в ситуации, когда специалист втягивается в системную коррекционно-педагогическую работу с аутичным ребенком и неизбежно подвергается влиянию стресса, боли, растерянности и подавленности, которые испытывает ребенок. Здесь специалисту следует научиться осознавать, как это влияет на него самого и на других людей, которые обеспечивают коррекционный процесс, научиться владеть собой в различных ситуациях и поддерживать, помогать другим, противодействовать любым реакциям. Через эмпатийное отношение к ребенку и сочувствие его родителям дефектолог-супервайзер принимает на себя ответственность за эффективность коррекционной работы как для ребенка лично, так и для его семейного окружения. Такая поддерживающая коррекционно-педагогическая работа позволяет семье приобщиться к процессу личностного развития ребенка, посещать с ним кружки, праздничные мероприятия, спортивные площадки, бассейн и др.
Среди основных функций, которые должен выполнять коррекционный психолог, а именно: информационной, консультативной, диагностической прогностической, психокоррекционной, функция супервайзера или вспомогательная функция, практически не исследована. Еще одним вопросом в определении становления такой функции стал вопрос по выполнению психологом, который работает с аутичными детьми, психотерапевтической функции. Ведь этого требует, во-первых, эффективность и результативность специального психологического содержания специалиста; во-вторых, усиления роли родителей в психокоррекционном процессе, а самое главное - психотерапевтическая поддержка других людей, которые работают с детьми в спектре аутистических расстройств.
Говоря о реальности практического коррекционно-педагогического процесса, можно заметить, что родителям все равно, медицинское или педагогическое образование имеет специалист, на которого возложены все надежды родителей по преодолению аутистических расстройств. Понять всю гамму чувств и реакций такого ребенка порой не могут ни родители, ни близкое окружение, ни учителя массовой школы, ни няни, ни гувернеры. В большинстве случаев начинается цепная реакция вторичного уровня, когда окружение аутичного ребенка начинает избегать его.
Поэтому чрезвычайно важной является инновация относительно подготовки специалиста (психолога), который бы знал, умел и обладал навыками психотерапевтической или супервайзерной психологической помощи другим специалистам и родителям ребенка. Очевидно, может возникнуть вопрос, что медицинская психиатрическая наука и практика обладает результативными методиками психотерапевтического направления. В литературе описаны действенные средства, которые помогают людям решить их психологические проблемы, восстановить психическую сферу, преодолеть даже сложные психические состояния. Впрочем, такие аффективные проявления, как отчаяние, разочарование, обида, агрессия, вызванные у родителей вследствие невозможности принять факт того, что их ребенок является психически больным и заставляет их страдать только от осознания этих факторов. А непосвященному в таких проблемах педагогическому персоналу, и в дошкольных, и в школьных учреждениях, кружках, клубах, детских лагерях и тому подобное - разувериться в своих силах и отказаться от воспитания ребенка. Решить эту сложную проблему возможно, благодаря системной психологической подготовке специалистов-супервайзеров, наделенных, прежде всего, триадой мультидисциплинарных функций, а именно: диагностико-прогностичной, коррекционной и психотерапевтической помощью, благодаря решению всех сложных вопросов особого взаимодействия взрослых с аутичным ребенком. Основными качествами психолога-супервайзера являются:
- гибкость при переходе от теоретического материала к практическому использованию широкого арсенала интервенций и методов;
- мультивариантная позиция - способность видеть те же ситуации под разными углами;
- наличие рабочего плана ситуации, в которой проводится супервизия;
- способность работать с людьми разных взглядов, верований, учитывать их мнение и личностные традиции;
- установка работать в личностном формате, адекватно использовать свои личностные возможности, профессиональные способности и власть;
- компетентность в применении коррекционных технологий;
- способность сдерживать тревогу и умение осуществлять самоконтроль над собственными реакциями и чувствами, управлять ими;
- способность учиться у исследуемого в различных ситуациях;
- чувствительность в широком контексте, которая способствует и коррекционному процессу, и процессу супервизии;
- положительная установка на эффективность процесса супервизии;
- толерантность, сдержанность и юмор.
Реализация функции супервайзера осуществляется при наличии системы знаний, умений и профессиональных навыков коррекционного психолога.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)