Формирование установки на понимание психологического состояния другого человека
Толерантность и уважение к такому ребенку со временем принесут свой результат, поскольку он осознает, что от группы детей и взрослых, с которыми находится в классе, она не испытывает напряжения. К нему обращаются, поощряют к общению, улыбаются, предлагают поиграть принесенными из дома игрушками, знают, что нельзя брать вещи аутичного ребенка, что-то менять на его столе. Нельзя создавать ситуации, которые провоцировали бы неадекватность действий и поведения такого ребенка, делали бы его посмешищем и заставляли страдать. Следует настойчиво просить детей и их родителей не «отыгрываться» на ребенке, поскольку в этом есть и другая сторона такого негативного взаимодействия. Тот, кто издевается над слабым, формирует в себе способность к жестокому обращению с людьми, а вот формирование установки на понимание психологического состояния другого человека приведет в дальнейшем к появлению таких присущих высоконравственной личности свойств, как эмпатия, альтруизм, взаимопонимание и взаимопомощь.
Речь идет, прежде всего, о таких принципах:
- оптимистическая перспектива развития личности аутичного ребенка;
- раннее комплексное диагностирование и психолого-педагогический прогноз развития личности аутичного ребенка на основе учета его способностей, мотивов и возможностей по выполнению отдельных действий и деятельности в целом;
- коррекционное направление развития личности аутичного ребенка;
- становление и развитие мотивационных, информационных, операционных и эмоциональных компонентов коммуникативной деятельности аутичных детей;
- особая организация общения ребенка, направленная на формирование представлений о себе - «Я - концепция», о других лицах - «Ты - концепция», взаимосвязей между субъектами, оценок межличностных отношений, приобретение коммуникативного опыта;
- обеспечение и систематическое поддержание эмоционально-положительного психического тонуса детей в процессе непрерывного инклюзивного образования;
- креативное развитие личности детей с аутистическим спектром нарушений;
- определение личностного смысла аутичного ребенка как индивидуализированного отражения его истинного отношения к тем явлениям, ради которых развертывается ее деятельность. Определение личностного смысла жизни ребенка как единицы его сознания способствует определению соотношения между общественными и актуально-личностными проблемами ребенка, его социализации;
- индивидуальный подход к каждому аутичному ребенку;
- синхронная коррекция личностных проявлений и личностного развития ребенка.
Инклюзивному дефектологу, учителю и школьному психологу нужно определить индивидуальную структуру дефекта каждого ребенка, изучить его опыт, интересы, стремления, способности и поведение. Это позволяет:
- осуществить правильный прогноз развития аутичного ребенка;
- определить содержание индивидуально-интегрального подхода инклюзивного образования детей в спектре аутистических нарушений;
- определить содержание коррекционной работы, которую будут реализовывать специалист по инклюзивному образованию (тьютор), школьный психолог, учитель класса;
- выделить общие проблемы, возникающие при обучении аутичного ребенка в школе;
- осуществить подбор общих коррекционно-развивающих средств, которые будут использованы в учебно-воспитательном процессе массовой школы.
Спектр аутистических нарушений - это спектр многообразных разновидностей, различий, отклонений и нарушений, центральным для которых является нарушение социальной интеграции и нежелание (боязнь) вступать в любой контакт. Когда эти недостатки преодолеваются, для ребенка открывается познавательный, деятельностный, содержательный мир жизни. Он «заражается» детскими радостями, интересами, обычными и необычными школьными заданиями и преодолевает при этом аутистическое уединение и отчуждение от своего окружения. Сам инклюзивный процесс становится основой для психологической коррекции нарушений личностного развития аутичного ребенка, понимания его проблем со стороны окружения. Их помощь будет стимулировать формирование доверия к другим людям, которые встретятся в дальнейшей его жизни. Однако инклюзия является реальной там, где общество готово к ее внедрению - как на государственном уровне, так и на уровне педагогов и родителей. В конце концов, это сближает различных специалистов, гуманизирует образование, способствует самосовершенствованию и профессиональному развитию каждого из нас.
Любовь к ребенку, адекватное понимание проблем его развития, воспитания и обучения, желание поддержать своего ребенка и помочь ему, толерантность и взвешенность других членов семьи, обусловили выбор таких модулей коррекционной психолого-педагогической работы с ребенком.
Модуль 1 - Аналитическое обоснование прогноза личностного развития ребенка
Тенденции со знаком «плюс» имеют проявление в таких особенностях онтогенеза ребенка:
- Стремление к коммуникативно-аффективному общению, проявляющееся в четкой мотивации общения с детьми и взрослыми, в доброжелательности и эмпатии к другим людям, в уместности поведения, отсутствии агрессии к изменениям окружения, отсутствии раздражения к замечаниям, большом желании к сотрудничеству и получении положительной оценки от общения.
У ребенка полностью отсутствует полевое поведение, которое проявляется в отчуждении от живых или неживых объектов окружающей среды. Более того, ребенок внимательно наблюдает и изучает каждого нового человека, учитывает и фиксирует движения, взгляд, голосовые интонации, психоэмоциональное состояние, настроение и тому подобное. Им осознанно и полностью структурированы системы взаимоотношений между людьми, распределение ролей, значимость общения, что соответствует нормальному онтогенетическому развитию ребенка.
- Ребенок сам активно предлагал свою модель общения, понятную и адекватную для его возможностей.
- Изучение ребенка показало присущую аутистической симптоматике специфику использования собственного когнитивного (познавательного) ресурса. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий, умственная сфера ребенка представляет собой специфическую структуру интериоризированного (внутреннего) понимания интеллектуальных ситуаций в случаях:
- школьных, бытовых, коммуникативных, что проявляется в адекватном и последовательном понимании им правил, требований и распределения ролей в ситуации. Например, выполнение режимных моментов в семье, во время занятий, прогулок, игр;
- самостоятельного выполнения заданий на обобщение, классификацию, идентификацию;
- точности и правильности использования дидактических функциональных игрушек, активность и самостоятельность их использования;
- наличия эгоцентрической (сопроводительной) речи в процессе использования предметов и игрушек;
- неравнодушного отношения к положительной оценке взрослого при выполнении предложенных заданий и в результате их выполнения;
- использования собственной ориентировочной основы действий с целью достижения результата деятельности, что сказывается на индивидуальных свойствах перцепции ребенка (воспринимает предметы окружающей среды не так, как другие дети), особенностях использования предметов в соответствии с собственными возможностями и понимание их функционального назначения, избирательности объектов и предметов для самореализации интеллектуального ресурса. Положительным фактом является то, что фиксация и сосредоточение внимания на выбранных ребенком объектах дают основания для подробного изучения особенностей мотивации действий с этими предметами и дальнейшего использования их коррекционных средств.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)