Личная аутистическая психическая реальность и ее феноменология
Архаичное понимание поведения лиц с аутизмом как деконструктивного проблемного поведения сформировало в обществе ложную мысль об их социальной несостоятельности и некомпетентности. Такой подход заблокировал развитие специальных психолого-педагогических и социальных исследований о перспективах личностного, профессионального становления детей с аутизмом.
Были выделены четыре группы преимуществ аутистического мышления над логическим, а именно:
- у ребенка, который развивается, логические формы мышления формируются постепенно, а аутистические фантазии дают возможность разобраться в отдельных ситуациях;
- в мировоззренческих, религиозных, эмоциональных, сенсорных и других вопросах, которые недоступны нашему пониманию и логике, нестандартное, оригинальное аутистическое мышление, которое происходит от общего (дедуктивного) к единичному, является эффективным инструментом в решении этих вопросов;
- в ситуациях сильных аффектов, где логика отступает на второй план;
- там, где ослаблена ассоциативная связь, и надо иначе решить проблему.
Тип аутистического мышления присущ не только больному человеку. Сами того не понимая и не осознавая, мы в своей жизни пользуемся аутистическим мышлением, а оно обладает следующими свойствами:
- игнорирование тревожной действительности и помех;
- осознание всего оптимистично;
- замыкание в самом себе;
- аутистическое защитное приспособление.
Термин «аутизм», который «пристал» к отдельной нозологии, уже сто лет смущает родителей, дети которых развиваются не так как все. Задумчивый взгляд, оригинальность интересов, потребностей, установок, графичность поведения, индифферентность (равнодушие) к окружению, «гениальность» выводов побуждают родителей считать своих детей особыми: с одной стороны, с аристократической легкостью выполняют задачи, которые сами себе находят среди взрослых занятий, с другой - наслаждаются уединенность, вопиюще демонстративно блокируют совместные занятия с близкими, а затем и другими людьми: детьми и взрослыми.
Аутистические проявления - это не нарушение мозга, о котором говорят клиницисты, а функция психического «Я», которая возникает в результате специальной организации нервной системы. Она, игнорируя внешние ориентиры, создает и организует свою жизнь на основе более совершенных и точных внутренних ориентиров. И если другим людям, которые в своем большинстве не умеют и не хотят спасать себя от личностных и социальных проблем, присущи стереотипы критического, а иногда циничного взаимодействия, то человек, которому еще в детстве поставлен диагноз «аутизм», своей личностной неповторимостью, за которой стоит огромная, сложная работа над собой, доказывает, что преодоление аутизма возможно и аутизм - не приговор.
В этом спектре Моцарт, Эйнштейн, Нуриев, Ландау, наш современник Билл Гейтс и другие. Отношения с другими людьми обременяли их своей некомпетентностью, суетливостью, а главное, неискренностью. Без каких-либо объяснений они избегали общения, снова и снова погружались в собственный прекрасный мир цифр, формул, музыки, художественных образов и тому подобное.
Оригинальная аутистическая деятельность
Изучение особенностей психики лиц со спектром аутистических нарушений находится в плоскости исследования ее амбифлекторной природы, характеризующей системную связь субъекта с его специфическим внутренним миром, с предметной и социальной средой.
Увлеченность аутичного ребенка взаимодействием с неодушевленными предметами проживается и демонстрируется им, как собственная оригинальная аутистическая деятельность, выполняемая в различных ситуациях реальности. И, в отличие от шизофрении, которая характеризуется расслоением психического отражения деятельности на несколько планов, где сознание ребенка находится в нескольких реальностях, аутистическая деятельность все-таки направлена на операционную активность ориентирования в процессах и сферах внешнего мира. Психика аутичного ребенка отражает не объекты этого мира, а «новые отношения между вещами» или «поле возможных действий».
Амбифлекторность природы психического при аутистическом спектре нарушений детерминирует и прогнозирует эффективность коррекционного процесса на адекватность понимания аутичными людьми и системного восприятия связей и отношений между живыми и неживыми предметами окружающего мира. Например, обычный ребенок после первого года жизни начинает много двигаться, выбирая предметы в соответствии с их конкретными презентациями. Это - традиционный набор мячей, детского конструирующего материала, мягких и пластмассовых игрушек, предметов для игры в песке, ярких небольших книжечек и тому подобное. Изучение этих предметов начинается с демонстрации взрослыми свойств, признаков и функций таких предметов. Ребенок следит за процессом показа и апробации функций предметов взрослыми и охотно копирует их действия. Сопроводительное комментирование действий ребенка эмоционально усиливает процесс взаимодействия с предметами или с естественным материалом, образуя систему «Ребенок - предметы - взрослый».
Отображение деятельности взрослого с предметами передается ребенку как наиболее оптимальный эмоционально-положительный образ общего взаимодействия, в процессе которого взрослый использует приемы помощи, поддержки, поощрения, совместных действий и тому подобное. Начинает формироваться прогностическая функция психики, которая ориентирует ребенка не только на самостоятельные исследования предметов, а на необходимость развития, например, игровых действий совместно с другим человеком для получения поддержки, помощи, реализации собственных фантазий. Особенно значимым в этом является копирование функциональных, аудио-моторных действий, эмоций, чувств человека в процессе взаимодействия.
В дальнейшей жизни обычный ребенок, играя со сверстниками, экстраполирует всю систему отношений, которую он получил при взаимодействии с взрослыми, на социальные ситуации, в которых круг окружающих людей значительно расширяется. Возникает потребность в самоидентификации, и ребенок для получения психосоциального комфорта начинает играть определенную социальную роль для того, чтобы остаться в группе.
Уже в четыре года ребенок может кого-то психологически подчинить или спокойно подчиниться сам, соглашаясь выполнять свои ролевые функции.
Психологи, наблюдая за 5-6 летним ребенком, могут спрогнозировать особенности развития его личности и направить родителей на поддержку его способностей и социальных потребностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)