Особенности сотрудничества со специальными педагогами
Коррекционный педагог играет важную роль в организации учебного процесса в инклюзивном образовательном учреждении. Хотя вопрос привлечения коррекционных педагогов и других специалистов больше касается руководителя учебного заведения, роль педагогов и ассистентов учителей в процессе интеграции этих специалистов в учебный коллектив и развитие команды крайне важны. Чувство обособленности от коллектива, которое время от времени возникает у коррекционных педагогов, иногда также характерно для педагогов общеобразовательных классов, которые видят в этих коллегах отдельную группу. В то же время, совместного между педагогами гораздо больше, чем различий, и это ключевую мысль необходимо донести до всех работников учебного заведения. Коррекционные педагоги преподают тот же материал и поэтому могут посещать те же семинары и тренинги по повышению квалификации. Также они могут предоставить другим педагогам ценную помощь в форме наставничества в вопросах новых методов работы с учащимися, имеющими трудности в обучении, и, возможно, среди них есть ученики с не выявленным тем или иным нарушением здоровья.
Работая с педагогами, перед началом учебного года, коррекционный педагог помогает им подготовиться к приходу таких учеников в класс.
Специалисты специального образования должны поддерживать постоянные контакты с учителями общего образования, регулярно обмениваться информацией об отдельных учениках, находить время, чтобы выслушать проблемы и обсудить их вместе с коллегами.
Есть много способов улучшить интеграцию коррекционных педагогов в жизнедеятельность учебного заведения и усилить сотрудничество в коллективе. Вот несколько советов:
- Поручите коррекционным педагогам выполнять функцию наставников и организаторов, чтобы таким образом привлекать их к работе в различных объединениях на уровне учебного заведения, во внеклассных мероприятиях, к участию в воплощении программ повышения квалификации.
- В одном учебном заведении коррекционные педагоги предложили свою помощь при проведении части занятий в рамках программы для талантливых и одаренных учеников. Они организовали ежегодный праздник «День естественных дисциплин», где приглашенные гости из местной общины показывали, как знание физики, химии и других точных наук помогают им в профессиональной деятельности. Кроме того, эти специалисты участвовали во многих других мероприятиях.
- Необходимо создать условия для того, чтобы педагоги больше узнавали о работе своих коллег, о специальном образовании, об учебной программе специального образования и о том, на какие виды ученических потребностей она ориентирована.
- Также следует давать педагогам возможность посещать семинары и тренинги на специальную образовательную тематику. В частности, во время таких занятий можно рассмотреть вопрос о законодательстве в сфере специального образования, способы осуществления аккомодации, участие в заседании команды с индивидуальной программой развития и вообще, о процессе специального образования (от обнаружения проблемы, направления к специалистам и проведения диагностической оценки к составлению программы, ее реализации, ежегодного пересмотра и повторной оценки ребенка).
Ассистент учителя должен хорошо ориентироваться в психофизиологических особенностях развития детей, разбираться в различных вариантах его нарушения и поведенческих проявлениях, быть готовым учитывать специфику развития каждого отдельного ребенка и уметь эффективно реализовать стратегию его поддержки и стимулировать в учебной среде.
Важным фактором успешной работы ассистента учителя является развитие его знаний по психофизиологическим особенностям детей с различными нарушениями развития и особенностям их обучения и воспитания в условиях инклюзивной образовательной среды.
Особенности развития и поддержки детей с расстройствами аутистического спектра
Расстройства спектра аутизма - это широкий спектр различных форм расстройств, которые характеризуются общими признаками:
- отклонениями в социальном взаимодействии;
- трудностями в общении;
- стереотипностью в поведении и интересах.
Современные подходы к рассмотрению аутизма как расстройства, возникает вследствие нарушения развития мозга и характеризуется признаками (появляются в ребенка в возрасте до трех лет), которые свидетельствуют, что в настоящее время в научный оборот введено понятие «спектр аутистических нарушений», которое подчеркивает, что эти признаки у детей могут выражаться в разной степени. Дети с расстройствами аутистического спектра отличаются друг от друга способностью устанавливать контакт с окружающей средой, уровнем интеллектуального и речевого развития. Спектр аутистических нарушений имеет разные формы выраженности симптомов у детей с одной стороны, социально изолированные не разговаривающие дети с выраженной интеллектуальной недостаточностью, с другой - дети с высоким интеллектом, развитой речью, но с ограниченным кругом интересов и трудностями в общении. Нелегко определить крайний предел спектра, ведь у многих людей имеются микро-симптомы аутизма, несмотря на то, что они хорошо адаптированы в социуме.
Особенностью развития детей с расстройствами аутистического спектра является то, что мозг такого ребенка обрабатывает сенсорную информацию другим способом, чем это происходит у детей без таких нарушений. Для детей с расстройствами аутистического спектра характерным является фрагментарное зрительное восприятие, которое проявляется в том, что они очень чувствительны к отдельным деталям. Поэтому, воспринимая определенный объект, они выделяют одну или несколько деталей, и, для того чтобы выделить все детали (составляющие объекта), ребенку с расстройствами аутистического спектра нужно время, чтобы все увидеть, обобщить и сделать вывод. Также для детей с расстройствами аутистического спектра присущи определенное отчуждение, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения, неспособность переносить способы умственных действий в новой ситуации. Аутизм влияет на такие сферы развития ребенка, как сенсомоторная, когнитивная, эмоциональная, а также на развитие речевой деятельности. Ребенок с расстройствами аутистического спектра воспринимает жизнь как поезд, который идет ему навстречу.
Ученые считают, что причинами аутизма являются органические поражения центральной нервной системы, обусловленные генетическими факторами, родовыми травмами, вирусными инфекциями беременной женщины. Диагностика аутизма базируется на его основных признаках: равнодушия, отчуждения, ехолалии (неконтролируемом автоматическом повторении слов), стереотипных действиях. У таких детей наблюдается нарушение развития речи (речь автономная, эгоцентрическая, оторванная от реальности), различные страхи, в частности страх телесного и зрительного контакта).
У детей с расстройствами аутистического спектра можно выделить следующие особенности, которые проявляются чаще всего: стремление к изоляции, несколько странное поведение. Эти дети нуждаются, чтобы все вещи находились в строго определенных местах, любое изменение вызывает у них дискомфорт. Они стремятся к уединению, но присоединяются к другим, если на этом настоять. Их общение одностороннее: они разговаривают, не слушая других, могут повторять слова собеседника. Дети с расстройствами аутистического спектра избегают телесного и зрительного контакта. У них отсутствует реальное представление об опасности. Привлечение детей с расстройствами аутистического спектра в мир других детей требует терпения, понимания и осторожности. Надо сосредоточиться не на изменениях в поведении ребенка, а на приспособлении к его особенностям развития, так как первый шаг к успешной инклюзии - это признание права ребенка на особенности.
Аутизм - это не болезнь, а пожизненная особенность ребенка, обусловленная специфичностью строения и функционирования центральной нервной системы, поэтому, несмотря на возможный прогресс в развитии, он навсегда остается с аутичными особенностями. Поэтому такому ребенку постоянно требуется комплексный медико-психолого-педагогическое сопровождение, которое будет способствовать развитию ребенка в рамках имеющихся возможностей и его подготовки к взрослой жизни. Ключевой задачей коррекционной работы с ребенком, у которого расстройства аутичного спектра, является снятие аутистического синдрома - синдрома отчуждения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)