Мониторинг прогресса знаний на основе индивидуальной программы
Мониторинг прогресса знаний учащихся - это научно обоснованная практика регулярного оценивания учебных достижений учащихся, которая помогает педагогам правильно организовать учебный процесс для всех учащихся, в том числе и учеников с особыми потребностями. В основе мониторинга успеваемости учащихся различают два основных подхода - традиционный и личностно ориентированный.
Традиционный подход
Традиционный подход к мониторингу учебных достижений учащихся предполагает их проверку в течение учебного года в разных учебных предметных сферах (математике, естествознании и т.д.). Учителя и родители не имеют четкой картины того, насколько дети закрепили усвоенные навыки, поэтому невозможно понять реальную успешность каждого.
К примеру
В понедельник учительница дает своему классу задание изучить, как пишутся двадцать слов. В пятницу она проверяет, насколько хорошо ученики научились писать эти слова. Такое «измерения достижений» - традиционный способ определения успехов учеников. Следующий тест на умение писать продемонстрирует степень освоения правописания двадцати слов, на следующей неделе - новый навык. В течение года учительница проверит различные учебные навыки в различных учебных сферах.
Личностно-ориентированный подход
Мониторинг учебных достижений учащихся на основе личностно-ориентированного подхода предлагает учителям и руководителям учебных заведений действенный и своевременный механизм принятия обоснованных решений об организации учебного процесса и проведении количественной оценки темпов продвижения школьников.
Существенное отличие мониторинга успехов учеников от традиционных проверочных заданий заключается в том, что он предусматривает применение коротких проверочных заданий (как правило, от одной до пяти минут), один или несколько раз в неделю. Это делается для того, чтобы их можно было применять часто и не тратить драгоценное время.
Каждый мини-тест проводится со всеми учащимися. Учитель знает, какие знания оцениваются с помощью этих инструментов, и соответственно организовывает учебный процесс. На основании этих задач или мини-тестов педагоги могут определить темп продвижения каждого ученика в соответствии с учебными целями, которые были определены на конец учебного года. К тому же, педагоги сразу получают представление о том, насколько успешно учащиеся работают, как они воспринимают учебный процесс и надо ли вносить изменения. Если разместить опорные точки мониторинга успехов ученика вдоль кривой, отражающей те или иные цели, то можно увидеть темп продвижения ученика к цели и то, сколько времени нужно, чтобы ее достичь.
Чтобы оценить успешность примененной методики, учитель может сравнить результаты учеников своего класса со среднестатистическими и, при необходимости, вовремя внести в процесс преподавания необходимые коррективы.
Мини-тесты обычно используются в начальных классах для контроля таких навыков, как подготовка к чтению, чтение, правописание, математика, а также для мониторинга базовых навыков учащихся на уровне средней школы по естественным и общественным наукам, математике.
Преимуществами мини-тестов являются:
- Такие тесты основаны на содержании учебной программы.
- Мини-тесты легко проводить и оценивать.
- Проведение мини-тестов не требует много времени.
- Результаты тестирования можно использовать для улучшения успеваемости учеников.
- Принимаются более объективные решения - учителя принимают решения на основе фактов, а не догадок.
- Использование результатов тестирования для составления индивидуальной программы развития отдельного ученика.
- Надежность и достоверность, подтвержденные результатами исследований. Например, ученики с высокими или низкими результатами во время ежегодных проверок демонстрируют аналогичные результаты при использовании инструментов мониторинга успехов.
Внося изменения в учебный процесс и часто используя мини-тесты, педагоги могут оценить эффективность различных методов преподавания. Итак, мониторинг успехов учеников позволяет достичь двух целей, обе из которых играют важную роль в повышении знаний учащихся:
- Определение эффективности методов преподавания.
- Повышение успеваемости учащихся и демонстрация их успехов.
Проводя мониторинг успехов ученика, учитель регулярно определяет уровень усвоения детьми учебного материала, а также выясняет слабые места в усвоении знаний для их дальнейшего исправления.
Исследования показывают, что лучший способ мониторинга успеваемости учащихся - это мониторинг на основе индивидуальной программы. Суть этого подхода заключается в том, что набор тестов или контрольные работы основываются на всех навыках, которые предполагается развить у ученика за четверть или учебный год.
Например, в сентябре ученик четвертого класса выполняет контрольную работу, охватывающую математические понятия, которые он должен усвоить до конца четвертого класса. Эта контрольная работа (тест) может содержать умножение, деление, навыки решения задач. На следующий месяца, а также во все последующие месяцы, ученик будет выполнять те же по уровню сложности задачи. Постепенно оценки ученика должны расти. Если этого не происходит, педагогам становится понятно, каким аспектам обучения следует уделить больше внимания.
Например, если учитель проверяет скорость чтения ученика, то попросит его прочитать вслух отрывок текста в течение вероятного времени, например, одной минуты. Оценка может учитывать количество слов, прочитанных верно. Учитель не будет учитывать неверное произношение, замену и пропущенные слова. Поэтому полученная информация даст учителю возможность выяснить, где у ученика есть проблемы с чтением.
Оценивание учебных достижений учащихся в соответствии с индивидуальной программой развития играет важную роль, когда используется методика реагирования на вмешательство. Мониторинг успехов помогает выяснить, продвинулся ли в своем развитии ребенок благодаря той или иной методике, нужна ли более интенсивная форма вмешательства. И, наконец, реагирование на вмешательство помогает ответить на вопрос, что каждому ребенку необходимо для успешного обучения.
Мониторинг учебных результатов производится на всех трех уровнях использования методики реагирования на вмешательство. На первом уровне (уровень общеобразовательного класса) мониторинг успехов применяется для оценки результатов усвоения общей учебной программы. На этом уровне данные мониторинга учебных результатов используются для выявления учащихся, которые нуждаются в более интенсивном вмешательстве. На втором уровне (обычно во время обучения в малой группе) мониторинг используется для оценки результатов усвоения учебной программы после соответствующих изменений в формах и методах обучения. Если результаты вмешательства на втором уровне остаются низкими, тогда используется вмешательство на третьем уровне, которое обычно предусматривает специальные образовательные услуги и разработку индивидуальной программы.
Проводя мониторинг учебных результатов в масштабе учебного заведения, можно его использовать для определения успехов класса, программы или школы в целом. Он также может служить важным источником информации, которую можно использовать для улучшения результатов в обучении и выполнении административной работы.
Мониторинг может помочь учителям при принятии своевременных учебных решений и возможности лучше представлять успехи учеников. Графики, показывающие результаты мониторинга, делают цели и успехи учеников понятными для всех: учителей, администраторов, родителей и самих учащихся.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)