Планирование и проведение обучения
Определив необходимые для детей социальные навыки, педагоги могут планировать процесс обучения учащихся овладения этими навыками. План такого обучения состоит из двух компонентов - непосредственного обучения социальным навыкам и практики применения.
Во время непосредственного обучения социальным навыкам учителя используют такие действия:
- Определение (описание) элементов навыка / действия. Некоторые педагоги считают полезным использовать наглядные материалы, чтобы продемонстрировать элементы навыка / действия. Их можно разместить на видном месте в классе, чтобы напоминать ученикам, что именно они должны делать. Работая с детьми, кроме описания действий можно использовать картинки или пиктограммы (например, картинка с изображением глаза рядом с надписью: «Смотреть на того, кто высказывается»; губы со знаком Х, который проходит через них - рядом с надписью «рот закрыт»).
- Демонстрация (моделирование) элементов навыка / действия. Педагог должен продемонстрировать элементы навыка. Некоторым детям помогает, если они будут слышать, как во время выполнения действия педагог называет его.
- Предоставление детям возможности попрактиковаться в выполнении элементов навыка / действия и услышать комментарии учителя. Это очень важный этап. Педагоги просят детей продемонстрировать выполнение действий и при этом комментируют их выполнение и поощряют детей. При работе с учащимися старшего возраста или при обучении сложному навыку (например, уважению) можно использовать ролевую игру.
Первый учебный компонент может длиться от пяти до тридцати минут, в большинстве случаев он занимает до десяти минут. Надо убедиться, что дети активно участвуют в работе, а не просто сидят и слушают. Важно использовать элементы эксплицитного обучения для активизации имеющихся у детей знаний, устанавливать взаимосвязь с реальной жизнью. Например, учитель может использовать музыку, творческое письмо и другие занятия, чтобы привлечь учащихся к размышлениям о том или ином социальном навыке и дать им возможность выразить свои мысли по этому поводу. В одном классе ученики имели возможность познакомиться с социальным навыком «уважение», выполняя следующие задачи:
- нарисовать флаг, который изображает / символизирует уважение;
- написать и выполнить стихотворение или песню об уважении;
- создать своеобразное тематическое меню, связанное с уважением. В него должны входить закуска, основное блюдо, десерт и напиток;
- рассказать о случае, когда кто-то проявил к вам неуважение. Как бы вы изменили эту ситуацию, чтобы к вам проявили уважение?
Когда ученики показывали свои работы, они могли описать, что для них означает уважение. Учитель записывал их идеи. В конце концов, ученики сделали вывод, как следует проявлять уважение друг к другу и ко взрослым. Так были обнаружены элементы / действия этого социального навыка.
Второй компонент заключается в использовании социального опыта во время всех задач / занятий. Педагоги помогают ученикам применять их социальные навыки в ситуациях, возникающих естественно или в ходе других занятий. Представляя занятия или задачи, учитель в течение нескольких минут напоминает детям о необходимости использовать усвоенный социальный навык.
Пример
Сейчас мы будем учиться ходить по бревну. Я дам вам указания. Помните, как мы учились выполнять указания? Каковы наши действия, когда мы выполняем указания? [Отвечает на вопрос].
Правильно, когда нам нужно выполнять указания, то мы выполняем следующие действия:
- выслушиваем того, кто высказывается;
- повторяем указания вслух, или про себя;
- ставим вопрос, если нам что-то непонятно, а потом выполняем указания.
Итак, вы готовы выслушать мое первое указание?
Как показывает этот пример, напоминание учащимся, что от них требуется, много времени не занимает. Педагогам также важно поддерживать или хвалить учеников, когда те демонстрируют социальный навык в ходе какого-либо занятия (например, «Я вижу, что Аня и Руслан шепотом повторяют указания», «Хорошо, что Лев поставил мне этот вопрос - я уверена, что этот вопрос возник у многих из вас»). Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания / занятия, педагог может сам продемонстрировать / смоделировать необходимые действия или обратить внимание ученика на его сверстника, который пользуется этим навыком.
Этап 3: самоконтроль
Ученики любят, когда их хвалят за хорошо выполненную работу. Но им также нравится чувствовать, что они чего-то достигли самостоятельно. На этом завершающем этапе они будут отвечать за выполнение усвоенных ими навыков. Некоторые педагоги считают, что в качестве самоконтроля можно предложить детям в конце занятия обсудить свои результаты. Детям можно предложить поднять руку, если они считают, что выполнили требования. Старшим детям можно предложить использовать более формальные способы самоконтроля, например, такие:
- Индивидуальная карточка записи.
На таких карточках указаны элементы / действия, которые представляют собой определенный навык. Ученики обозначают выполнение навыков в карточке и получают баллы за исполнение. Такой подход особенно уместен для учащихся, имеющих проблемы с поведением; их же можно включить в общешкольную и / или общую для всего класса систему управления поведением.
- Групповой учет выполнения.
Некоторым педагогам нравится, чтобы дети следили за своими успехами всем классом. Сделать это просто - вывесить таблицу успехов и вносить в нее изменения в течение определенного периода. Некоторые учителя награждают учеников, когда те достигают успеха в применении навыка. Таблицы / графики также могут быть очень кстати для этого. Например, ученики одной из учительниц получали обертки от конфет за использование определенных социальных навыков. В конце дня школьники прикрепляли полученные ими обертки к огромному рисунку конфеты. Ученикам было сказано: когда все изображение рисунка покроется обертками, то в качестве награды у них состоится урок, посвященный изготовлению конфет. Другая учительница нарисовала на большом листе бумаги огромный пруд. Она воспользовалась специальным дыроколом, который вырезает из бумаги уточек. Ученикам было сказано: когда пруд заполнится уточками, то у них состоится экскурсия в местный заповедник водоплавающих птиц. Такие методы дают ученикам возможность следить за своими собственными успехами - им это очень нравится! И более важно, что эти методы помогают учащимся усвоить навыки, которым они учатся.
Дифференциация процесса оценивания учебных результатов
Учителя:
- отслеживают продвижение учащихся к ожидаемым учебным результатам как в течение урока / тематического блока обучения, так и после его окончания. Чтобы убедиться в том, что оцениваются успехи всех учащихся, в том числе и учащихся с особыми образовательными потребностями, используют различные и эффективные методы оценивания;
- адаптируют методы оценки в соответствии с потребностями отдельных учащихся; используют альтернативные методы оценки.
Использование различных и эффективных методов оценки
Работая с разными учениками, учителя обычно используют различные методы контроля и оценки прогресса учащихся. Кроме тестов и контрольных работ, современные методы и формы оценки предусматривают и другие, альтернативные методы оценивания, которые следует применять для предоставления учащимся выбора других возможностей продемонстрировать свои знания и навыки. Используя различные методы оценки, учителя должны очень подробно и наглядно объяснить критерии оценки, напоминать ученикам об этих критериях в течение учебного процесса перед запланированным проведением заключительной оценки (контрольной работы или теста).
Предпосылкой для каждого вида оценивания является соответствующая подготовка ученика. Если у ученика не хватает навыков и знаний для участия в оценке, он не сможет показать, что знает и / или может сделать. Иначе говоря, ученик может обладать знаниями или навыками, подлежащими оценке, но не сможет их продемонстрировать из-за выбранного педагогом метода оценки. Те же шаги, которые вы применяли для анализа методов обучения, используются и для анализа методов оценки.
Первый шаг состоит в том, чтобы убедиться, что выбранный метод оценивания действительно оценивает успехи, достигнутые учеником. Например, если учебная цель предусматривала способность учащихся распознавать основные понятия в учебном предмете «Естествознание», то метод оценки должен оценивать способность ученика делать именно это, а не включать вопрос более высокого уровня.
Убедившись, что ученики действительно запомнили и усвоили учебный материал, учитель должен проанализировать метод оценки для выявления компетентностей, которыми должны обладать учащиеся, чтобы справиться с контрольным заданием. Часто школьники владеют знаниями и навыками, но тратят все отведенное время на то, чтобы понять, каким образом выполнять проверочное задание.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)