Метод учебных стратегий
Наверное, педагогам приходилось слышать о таких правилах педагогической деятельности, как:
- Остановись - посмотри - послушай.
- Спланируй - сделай - проверь.
Это примеры учебных стратегий, которые учат детей осмысленному подходу к выполнению учебных заданий. Термин «обучение стратегиям / методам» предусматривает процесс поддержки учащихся при саморегуляции их процесса обучения, а именно в понимании способов выполнения определенной задачи. Цель обучения стратегиям / методам - облегчить понимание, организацию и запоминание информации. Поэтому этот метод, прежде всего, может помочь ученикам с нарушениями когнитивного развития, а также учащимся с проблемами поведения. Исследования показывают, что успешное применение этого метода может привести к таким результатам:
- Повышение уверенности учащихся в своих умственных способностях.
- Повышение самооценки учащихся.
- Признание учащимися своих ошибок и стремление исправить их.
- Улучшение запоминания.
- Повышение опрятности и стремление довести работу до конца.
- Рост усидчивости (время, в течение которого ученик не отвлекается от исполнения задания).
- Улучшение способности к обучению.
Обучение стратегиям / методам обучения происходит с использованием методики эксплицитного обучения:
- Расскажите, в чем заключается эта стратегия / метод учебного процесса. Ученики начинают понимать, что представляет собой эта стратегия обучения и, какова ее цель. Они узнают, почему она важна, когда и как ее можно применять.
- Продемонстрируйте этапы использования этой стратегии. Если вы используете мнемонический прием, изучите его с учениками наизусть.
- Смоделируйте применения этой стратегии. Продемонстрируйте, какую-либо методику «рассуждения вслух» - прием, когда мыслительные процессы вербализируются во время того, как человек выполняет задание.
- Дайте ученикам возможность попрактиковаться под вашим руководством (направляющая практика). Ученики изучают эту стратегию / прием учебного процесса, запоминая его в процессе повторения. В некоторых случаях можно раздать ученикам карточки-подсказки, на которых записан мнемонический прием и / или этапы применения стратегии.
- Расскажите ученикам о самоконтроле и самооценке. Составьте карточку самоконтроля. Покажите ученикам, как проверять каждый этап после его выполнения.
- Дайте ученикам возможность попрактиковаться самостоятельно. Школьники практикуются применять стратегию учебного процесса в контексте материала урока, размышляют, насколько успешно они его придерживаются. На начальных стадиях ученикам дается время на размышление и самооценку.
Можно привести пример, демонстрирующий применение учителем следующей стратегии учебного процесса, чтобы помочь ученикам в процессе обучения, а именно - как надо правильно слушать историю:
- Скажи, что именно тебе понравилось.
- Задай вопрос.
- Выскажи свои предложения.
Когда ученики изучат эту стратегию, побуждайте их применять ее всегда, когда они слушают какую-то историю. Кроме того, что эта стратегия написана на плакате, который постоянно висит в классе, учитель напоминает учащимся о ней перед тем, как начать читать историю. Педагог может что-то подсказывать детям в процессе обсуждения. В конце обсуждения истории ученики думают, насколько успешно они поработали. С этой целью учитель может составить карточки для самоконтроля.
Учебная стратегия может быть сложнее или ориентированной на выполнение конкретной задачи. Например, стратегия решения математической задачи. Она успешно зарекомендовала себя во время помощи школьникам, включая учащихся с нарушениями развития, при решении математических задач. Этапы использования этой стратегии таковы:
- Прочитай (чтобы понять).
- Перефразируй (расскажи своими словами).
- Представь наглядно (нарисуй картинку или схему).
- Подумай (составь план, как решить задачу).
- Представь решение (предусмотри ответ).
- Сделай расчеты (выполни арифметические действия).
- Проверь (убедись, что все сделано верно).
Кроме стратегии поэтапного решения задачи применяется стратегия саморегулирования, которая помогает ученикам фокусироваться на каждом этапе. Стратегия саморегулирования имеет следующие этапы:
- Скажи.
- Спроси.
- Проверь.
Завершив каждый этап, ученики проверяют или регулируют свой учебный процесс, размышляя вслух. Они проговаривают то, что должны были сделать, спрашивают себя, сделали то, что планировали, и тому подобное. Затем ученики проверяют работу, чтобы убедиться, что они выполнили то, что запланировали. Подобная стратегия саморегулирования помогает ученикам, которые имеют проблемы с вниманием и организацией, подсказывать себе и учиться брать ответственность за свое обучение.
Метод учебных стратегий - это еще один инструмент, которым педагоги могут воспользоваться при дифференциации обучения. Стоит принять во внимание следующие практические советы:
- Предлагайте ученикам только те стратегии обучения, которые им действительно необходимы для достижения успеха.
- Учите стратегиям напрямую. Дайте ученикам достаточно времени, чтобы изучить учебную стратегию и попрактиковаться до того, как они начнут ее применять.
- Покажите, как учебная стратегия помогает в учебе. Попросите учащихся самостоятельно контролировать себя в том, как они применяют стратегию.
- Разместите на стенах наглядные подсказки о стратегии / методы учебного процесса.
Методы совместного обучения
При отсутствии дифференцированного подхода обучения, который проводится для всего класса, эти методы обычно не приводят к положительным результатам большинства школьников, особенно детей с особыми потребностями. Педагоги, учитывающие индивидуальные особенности всех учеников в своих классах, пытаются использовать разные методы эффективного обучения, которые помогают школьникам усваивать знания и навыки, привлечь их к совместному обучению.
Группы учеников, которые создаются на короткий срок, - важный фактор эффективной работы с учащимися, имеющими различные потребности в обучении. В личностно-ориентированной среде педагоги объединяют детей в пары, а также небольшие и большие группы для того, чтобы они могли получить больше возможностей для обмена знаниями, идеями и мыслями, что обеспечивает лучшую эффективность обучения. Есть много методов объединения учащихся в малые группы, пары и их перегруппировка в зависимости от эффективности их работы. Однако, следует помнить, что не следует включать в состав группы ребенка с особыми образовательными потребностями только потому, что у него есть нарушения развития. Организуя работу в малых группах в классе, где есть дети с разными потребностями, учителя стараются, чтобы все ученики, в том числе дети с особыми образовательными потребностями, участвовали в работе. Для этого педагоги должны уметь обеспечивать необходимые адаптацию и модификацию, а также поддержать позитивное поведение детей.
Несколько методов особенно эффективно зарекомендовали себя при привлечении детей с особыми образовательными потребностями в совместную работу со своими сверстниками. Среди них:
- Обучение в малых группах.
- Обучение с помощью сверстников.
- Обучение социальным навыкам.
Указанные методы дают педагогам прочную основу для дифференциации преподавания, однако применение только этих методов может быть недостаточным для обеспечения успехов всех учеников, поэтому их не следует считать коррекционными в традиционном смысле. Зато их надо использовать во время урока, что обеспечит повышение способности учащихся к обучению.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)